Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

​Рождество Христово

Рождество нынче стало настолько привычным, что уже практически ни у кого не возникает вопросов, что это за праздник и откуда он взялся. По крайней мере на обывательском уровне. Тщательно изучают вопрос лишь церковнослужители, и то — с «профессиональной» точки зрения. Чуть более других осведомлены самые любознательные их числа христиан, но и они ограничиваются лишь церковной версией возникновения праздника. Ну а остальным, как правило, важна не столько рождественская подноготная, сколько распространенные и повсеместно любимые традиции: встречи с крестниками да кумовьями, праздничные вечери, подарки и веселье. Что, собственно, еще надо для счастья?

Как правило, знания о Рождестве ограничиваются тем, что «Иисус родился». Некоторые даже радостно приветствуют близких жизнерадостным «Иисус воскрес», но, как правило, в любой компании находятся те, кто все-таки различают Рождество с Пасхой. Но это из разряда юмора. А ведь на самом деле — что мы, православные, ежегодно отмечаем 7-го января? А если мы католики — то 25 декабря. Откуда взялась эта разница и эти даты вообще? Давайте вместе углубимся в познания о Рождестве.


Жан-Леон Жером «Рождение Христа» (1855 г.)

Начнем, собственно, с простейшего. Разница в датах обусловлена тем, что католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря по григорианскому календарю, а ряд православных церквей — в этот же день по новоюлианскому, который вплоть до 1-го марта 2800 года с григорианским будет совпадать. Остальные православные церкви, в том числе и Русская, отмечают Рождество тоже 24-го декабря, но по юлианскому календарю, именуемому еще «старым стилем» — в мире обычных людей это соответствует 7-му января. В этот же день отмечают Рождество ряд восточнокатолических церквей, а древневосточные церкви — 6-го января. Как видите, все не просто.

С официальной историей праздника все попроще. Есть два канонических текста, описывающих Богоявление — Евангелия от Матфея и Луки. Согласно текстам этих двух евангелистов, Иисус был рожден в семье Марии и Иосифа из Галилеи. Его рождение произошло в Вифлееме, в то время, как семья его прибыла для переписи населения. Мария, известная нынче как Богородица, была и оставалась при этой девой — девственно, то есть. Важно заметить, что это не заключение гинекологов, а церковный догмат. Впрочем, в одном из апокрифов девственность Марии засвидетельствовала Саломея-повитуха, которую привел Иосиф к рожающей жене. Впрочем, это ведь все детали.


Фреска «Купание Христа Саломеей» (Каппадокия, XII век)

Важной частью канонической сцены Богоявления является то, что происходит все в хлеву, в компании ряда животных (их перечень варьируется), а поприветствовать новорожденного Иисуса, как Царя, прибыли три волхва — Каспар, Мельхиор и Бальтазар, которые заранее узнали о скором явлении Сына Божьего, и, ведомые светом звезды, обозначенной позже как Вифлиемская, явились к новорожденному с дарами: золотом, ладаном и смирной.

В общих чертах сцена Рождества такова, если не углубляться в подробности. Хотите углубляться — ваше право, но тогда вам стоит понимать, что все описанное в Евангелие — не более, чем символизм в чистейшем своем проявлении и трактовать священные писания истинно — дело, требующее основательных познаний в науках, современной церковью не поощряемых. Впрочем, церковь вообще науку особо не поощряет. Но, все эти глупости не мешают миллионам детишек участвовать в милых рождественских спектаклях, посещать церкви и радоваться.


Геррит ван Хонтхорст «Рождение Иисуса Христа»

Некоторые из наших новогодних традиций — никакие не новогодние. Например, наряжать елку до революции было принято именно к Рождеству, а не к Новому году, но коммунистическая пропаганда и десятилетний запрет на любую религиозную атрибутику (действовавший с 1925-го по 35-й годы) стер подобные различия. Новогодние шарики изначально были райскими яблочками, а звезда, традиционно венчающая елку — не простая, а та самая, Вифлиемская.

Есть легенда, что ель стала традиционным рождественским деревом с подачи германского монаха Бонифация, который в средние века активно боролся от имени церкви со всяческими язычниками. В очередной канун Рождества монах до того разошелся, что взял топор и срубил древний дуб — священное дерево местных язычников, утверждая, подобным образом верховенство христианской религии. Дуб, падая, повалил и другие деревья, стоявшие рядом. Выстояла лишь елочка, что тотчас было объявлено чудом, ну а елка — «древом Христа». Это легенда, разумеется.

Альбрехт Дюрер «Поклонение волхвов» (1504 г.)

Еще более ранние упоминания об украшении елок есть в скандинавском фольклоре, правда они к Христу не имеют ни малейшего отношения. Викинги украшали елки внутренностями принесенных в жертву врагов, во славу Одина, разумеется. В Европе до сих пор ходят легенды о Крампусе, как и о других злых духах, которые, впрочем, с подачи американского писателя Клемента Мура превратились в эльфов Санта-Клауса, чей образ впервые четко обрисовал этот же автор. До тех пор существовал прообраз Санты, святой Николай, известный как Угодник.

Николай жил в Малой Азии в IV веке нашей эры. Он прославился своими добродетелями и помощью нуждающимся. Так, одна из легенд повествует о том, что Николай через дымоход подбросил в носки крайне бедного семейства, сушившиеся у печи, золото. Именно этим объясняется традиция вещать в канун Рождества носочки, а рождественским утром искать в них подарочки.


«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва

Праздновать Рождество 25-го декабря стали не просто так, а после указа римского епископа, Папы Юлиуса Первого, изданного в 320 году и установившего официальную дату празднования дня рождения Иисуса Христа. Бытует мнение, что это было сделано в пику язычникам того времени, отмечавшим в этот день Deus Sol Invictus (День рождения непобедимого солнца). Кроме того, примерно в это же время римляне отмечали Сатурналии, а в начале января — Календы. Да и вообще, 25-е декабря — астрономический новы год, первый день после зимнего солнцестояния, когда световой день вновь начинает расти.

Собственно, во многих странах Рождество впитало в себя местные дохристианские обычаи. Так, например, англичане украшают дома веточкой омелы — священного растения друидов. Ну, а у нас распространены народные «ритуальные обходы» — колядки, тоже имеющие не христианское происхождение. Но объединяет всех, вне зависимости от веры и отношения к религии то, что на Рождество принято радоваться и радовать, любить всех и вся. А не это ли проповедовал Иисус?


Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне» (1872 г.)
http://estetico.me

Tags: ​Рождество Христово
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments