Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

Роман Петрович Тыртов (Эрте) «лицо арт-деко»,



Роман Тыртов - Эрте  фотоОдна из самых легендарных личностей ХХ века — Роман Петрович Тыртов, более известен под псевдонимом Эрте. Автор самых первых обложек, таких журналов как: Play Boy, Harper's Bazaar и Vogue.



Будучи потомком старинного русского дворянского рода, Роман Петрович родился в Санкт-Петербурге и как подобает представителю высшего общества учился в гимназии. Но, видимо, не все было так радужно и прекрасно, а точнее просто не соответствовало его творческим нравам и взглядам, что он, по окончанию учебного заведения, уехал в Париж и устроился модельером в Доме моды Поля Пуаре, взяв псевдоним Эрте, дабы не позорить семью. Так как подобная профессия, мягко говоря, не соответствовала по статусу сыну генерала-лейтенанта морского флота.



Его манера соответствовала настроениям эпохи и вкусам современной, на то время, богемы. Изящная эротика, с тонкими экзотическими нотками, вообщем классический французский шарм с налетом декаданса. Не считая того, что Эрте создал около сотни обложек для модных женских журналов, он так же сотрудничал с американской киностудией Метро Голдвин Майер, где работал над созданием костюмов. Талант визуализировать воображаемое проявился еще на одном, сродни кинематографу, поприще — сценографии. Эрте оформлял декорации для балетных постановок легендарного французского танцовщика и хореографа Ролана Пети.
Роль Эрте в истории изобразительного искусства — неоценима. Его стиль создал истинное «лицо арт-деко», то, каким мы помним и знаем его сейчас.




























Родился в Петербурге 23 ноября (4 декабря) в семье морского офицера. Роман Де Тиртофф покинул Петербург всего в 19 лет, приехал в Париж в 1912 г., став корреспондентом петербургского журнала "Дамские моды". Систематического художественного образования не получил; недолго посещал академию Р.Жюльена. Составил псевдоним "Эрте" из первых букв имени и фамилии. В 1913-1914 начал работать как модельер (у известного кутюрье П. Пуаре) и художник сцены (исполнил, в частности, эскизы костюмов для спектакля Маты Хари Минарет в театре "Ренессанс"). Жил в Париже и Монте-Карло.
В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper's Bazaar», для которого сделал в общей сложности 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women's Home Journal».

Хотя Эрте сотрудничал и с антрепризами классического типа (оформив, в частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его сценографии получил дизайн для эстрадных театров - мюзик-холла "Фоли Бержер" (1917-1927), варьете "Баль Табарэн" и "Ла Нувель Ив", кабаре "Лидо" в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея.
С 1925 выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией "Метро Голдвин Майер". "

В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип "унисекса", однородного моделирования одежды для мужчин и женщин.

В поздний свой период Эрте добавил к привычным техникам (рисунок тушью, акварель, гуашь, литография) скульптуру, которой особенно увлекался в 1960-е годы (беспредметные декоративные композиции из разных материалов). Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более широкий круг предметов - от мебели до игральных карт, неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Новый интерес к "арт-деко" стимулировал внимание к патриарху стиля: в книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров (Вещи, которые помню). Последней работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу Звездная пыль (1989).
Эрте – это псевдоним. Настоящее имя одного из самых успешных художников ХХ века – Роман Петрович Тыртов. Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте, который взял, «чтобы не позорить семью».

Он начал с балета и некоторое время брал уроки танца у дочери знаменитого хореографа Мориса Петипа. Затем стал учиться живописи у Ильи Репина. Ради искусства Эрте пришлось отказаться от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера: несмотря на недовольство отца-адмирала, Из ранних детских впечатлений он вспоминал посещение оперы «Садко» Римского Корсакого в Мариинском театре, где кроме оркестра, музыки и драмы в памяти остались визуальные атрибуты и костюмы для спектакля. Как-то в библиотеке отца он нашел книгу с цветными репродукциями китайских и индийских миниатюр, в которых его потрясло техническое исполнение и детализация. Но эти тонкости он смог оценить гораздо позже.






Детские впечатления, так же как и рисунки греческих ваз, на которые он любовался в Эрмитаже, легли в основу будущего стиля Эрте.

Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. http://mylitta.ru/uploads/posts/2014-05/1400918190_erte-22.jpg
Но этого Эрте было мало: его творческая энергия и многосторонность просто удивительны. Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, а одно время был художником голливудской студии Метро-Голдвин-Мейер, где работал над несколькими фильмами, в том числе – над знаменитым «Бен Гуром».
A Thousand and Second Night.jpg Almee.jpg
Работы Эрте с успехом демонстрировались в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Токио, о нем снимали фильмы и писали книги.


В 1962 году Эрте исполнилось 70 лет, и он был по-прежнему полон творческих замыслов. Именно в эти годы он начал тиражировать свои рисунки 1920-1930-х годов в технике литографии, а затем и сериграфии. Первый альбом, опубликованный в 1968 году, был посвящен числам. Затем последовали серии «Шесть драгоценных камней», «Четыре сезона», «Четыре туза» и знаменитый «Алфавит», созданный в 1920-е гг. Оригинальные серии воспроизводились 75 раз.
Из серии Семь грехов.«Жадность»
6 жадность.jpgЭти работы были доступны для тех, кто не мог себе позволить оригиналы. К тому времени Эрте было уже 75 лет, и мастера особенно вдохновлял тот факт, что его творчество восприняло новое поколение. По словам самого Эрте, «Алфавит» стал самой популярной из когда-либо созданных им графических серий.



http://www.erte.ru/works/sculpture/66.jpg
Когда Эрте увлекся сериграфиями, еще не существовало техники, способной передать богатство цветовых решений его оригинальных работ. Поэтому можно сказать, что, изобретая дополнительные визуальные эффекты, добавляя оттенки и, главное, стремясь к объемности изображения, именно Эрте спровоцировал множество технических новшеств в области создания тиражной графики.


«Я уверен, что именно литография и сериграфия – наиболее близкие для меня формы выражения, – признавался художник. – И, кроме того, эти техники позволили мне снова громко заявить о себе в мире искусства».



В 1960-е годы Эрте впервые обратился к еще одному новому для себя виду искусства – скульптуре. Персонажи ранних рисунков и гуашей словно обрели плоть и кровь, переместясь в трехмерное пространство. Женские фигурки в точности сохраняли размеры и пропорции оригинала, но скульптура диктовала свои законы. Художник словно дорисовывал невидимые на листе детали и ракурсы. Бронзовая поверхность подвергалась тщательной обработке, покрывалась цветной патиной, позолотой и серебром, что диктовало другие, более насыщенные, чем в графике, цвета. Он добавлял или убирал отдельные детали. В результате художник создал более сотни скульптур; для всех он разрабатывал оригинальные постаменты, превращая каждую работу в полномасштабную театральную постановку.




В 1967 г. музей Метрополитен купил в одной нью-йоркской галерее сразу 170 его работ. По словам Эрте, «Это был беспрецедентный случай - купить полную экспозицию ныне здравствующего художника. Более того, в следующем году Метрополитен устроил показ, в который вошли сто из купленных работ. В то время в Музее существовало правило, запрещающее устраивать персональные выставки ныне здравствующих художников, поэтому экспозицию назвали «Эрте и современники»


,
http://mylitta.ru/uploads/posts/2014-05/1400918185_erte-5.jpg
Необычайно плодовитый художник, Эрте был востребован на протяжении всей своей творческой биографии в самых разных областях искусства. Став живой легендой целой эпохи, он умер в возрасте 98 лет на взлете славы, будучи хозяином огромного производства авторизованных бронзовых статуэток и крупнейших сериграфских тиражей со своих рисунков. Эрте ежегодно продавал свои работы на сто миллионов долларов. Но главному делу своей жизни – моде – он так никогда и не изменил.





Знаменитого художника отпевали в парижском соборе Александра Невского. Гроб Эрте был выполнен по его эскизу. Роман Петрович Тыртов похоронен на Булонском кладбище в семейной могиле.
Новейший интерес к искусству арт-деко еще не раз привлечет к творчеству художника серьезных исследователей, утонченных эстетов русского Серебряного века


«Воображение – главное в моем творчестве, – любил повторять Эрте. – Все, что я делал в искусстве – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца».


https://estetico.me
http://www.liveinternet.ru/
http://www.erte.ru/


утонула в материале
Tags: ар- деко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments