Русский живописец,
мастер масштабных исторических полотен.
В. Суриков.
Автопортрет,
1913
сто лет со дня смерти выдающегося русского художника Василия Сурикова.
Его знаменитые работы
«Утро стрелецкой
казни»,
«Взятие снежного городка»,
«Боярыня Морозова»,
«Степан Разин»
знают все, но мало кому известно,
почему Суриков черпал вдохновение в далеком прошлом и как спасался от депрессии в Сибири,
и что заставляет критиков говорить о революционной технике художника, прозванного за это «композитором».
Василий Суриков родился в Красноярске, его род ведет начало от донских казаков, чем художник всегда очень гордился.
Острое ощущение собственных корней, генетической связи с предыдущими поколениями, поиск в событиях прошлого ответов на вопросы современности,
лирическое воспевание народных традиций и национальной истории – вот те черты, которые были присущи творчеству Сурикова на протяжении всей его жизни
Боярыня Морозова
1884-1887
Холст, масло.
304 × 587,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина В.Сурикова «Боярыня Морозова» знаменита своими гигантскими размерами и была написана художником в 1887г, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Сюжет был написан, вспоминая своё детство, проведённое в Сибири, где холод и сильные морозы. На данном полотне Суриков представил победоносный образ несломлённой женщины, везущую в острог.
В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из бархата, которая едет на санях-розвальнях.
Её черты лица суровы и бескровны, лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой.
Одетый убого и грязно, юродивый, провожает женщину с жалостью
Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь.
Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам.
Справа возле Морозовой её провожающая сестра, покрытая белым платком с вышивкой, одухотворённая повторить аналогичный поступок. На картине много русского народа, среди которых недовольные и сочувствующие её поступком, злорадно смеющиеся ей в след. Замечательно выражено ощущение природы: глубокий след оставленный от полозьев на рыхлом снегу, влажный зимний день, грязный снег.
Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоко верующего народа.
Картина была приобретена за 25 тыс. рублей в 1887г, где и находится и сейчас.
Впечатление производит ошеломительное.
Совершенно живая боярыня.
Уйти я не могла, всё оглядывалась и
нервничала. Энергетика потрясающая.
Несомненно, она поворачивала голову
и смотрела мне вслед как и Христос в пустыне
И Крамского
Да....мистика
здесь описания других картин Сурикова