Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Эвтаназия: свобода смерти

«Хорошая смерть»

Я сторонник распространения эвтаназии
. Растянутое на долгие годы мучительное или вегетативное состояние, зачастую бессознательное – вот главная причина эвтаназии.

С точки зрения сторонников распространения эвтаназии, жизнь не всегда является бесспорным благом.

Эвтаназия является острейшей проблемой современной культуры и цивилизации. Эта тема, как ящик Пандоры, скрывает в себе самые болезненные, проклятые вопросы… Мы начинаем рассуждать о праве больного умереть, а в другой формулировке – быть убитым врачом, и оказывается, что для поиска ответа нам нужно встретиться со сложными нравственными дилеммами. Определить собственное отношение к ценности человеческой жизни, свободе и ответственности, толерантности и традиции, религии и морали. Избегать подобной рефлексии или отделываться готовыми рецептами весьма легкомысленно – каждый уже связан с феноменом эвтаназии косвенно, как потенциальный пациент и родственник пациента, и не существует гарантии, что связь не превратиться в прямую.

Такова судьба всех, кто живет в нашу эпоху: нам прямо приходится сталкиваться с задачами, которые когда-то казались философскими абстракциями.

euthanasia

Два взгляда

То, что сегодня эвтаназия в центре общественной дискуссии во многих странах мира – закономерно. Никогда ещё мы не обладали такими знаниями и возможностями в медицине. Развитие реаниматологии, имплантологии, медицинской техники привело к тому, что всё чаще врачи способны поддерживать жизнедеятельность в пациентах, которые в прошлом были бы обречены.

. Если каждый новый день приносит пациенту и его близким только страдания, и надежды на излечение нет – значит, такая жизнь бессмысленна, лучше её оборвать. Естественно, если этого хочет сам больной. Эту позицию впервые представил английский философ XVI века Френсис Бэкон. В сочинении «О достоинстве и преумножении наук» он пишет:

Я абсолютно уверен, что обязанность врача состоит не только в том, чтобы облегчать страдания, причиненные болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение может привести к излечению, но даже и в том случае,
когда уже нет абсолютно никакой надежды на спасение и можно сделать саму смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия… сама по себе является не малым добром…

Сегодня очевидно, что точка зрения, которая ставит качество жизни, счастье человека выше самого факта бытия, будет находить всё больше и больше новых сторонников. Она гармонично связана со светской, гуманистической моралью и материалистическим взглядом на мир. В её поддержку высказывались выдающиеся философы, писатели, учёные, юристы. Знаменитый отечественный адвокат и общественный деятель  А.Ф. Кони еще в начале XX века сформулировал и предложил ёмкую формулу эвтаназии:

Допустима с нравственной и юридической позиций, если она проводится в исключительных случаях, при наличии:

1) сознательной и устойчивой просьбы больного;

2) невозможности облегчить страдания больного известными средствами;

3) точной, несомненной доказанности невозможности спасти жизнь, установленной коллегией врачей при обязательном единогласии;

4)предварительного уведомления органов прокуратуры.

euthanasia

Поборники эвтаназии призывают общество и каждого человека к тому, чтобы взглянуть на смерть просто, как на биологическую функцию, отказаться от главенства идеи «святости жизни» в пользу таких категорий, как свобода, счастье и достоинство.
Однако подобные взгляды идут вразрез с мировоззрением традиционным, базирующимся в большей степени на религиозных догматах и авторитете церкви, чем на философии Нового времени.
Для авраамических религий, жизнь – дар Божий, абсолютная ценность, судьба которой исключительно в руках Творца. В такой картине мира эвтаназия предстаёт зловещим василиском, соединяющим в себе черты сразу трёх смертных грехов: убийства, самоубийства и гордыни. Православная концепция прав человека, сформулированная Архиерейским собором в документе «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека», относит эвтаназию к разряду «безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку», наряду с абортами и использованием эмбрионов в медицине. Вот как диакон Андрей Кураев отзывается о фатальной тяжести эвтаназии в одной из своих книг:

Если человек скажет: «Убейте меня, потому что мне невмоготу, потому что мне жизнь не доставляет радости и наслаждения, и поэтому я не хочу жить», то он просто получит родовую травму. Ведь смерть – это новые роды, новое рождение. Родовая травма будет сказываться всю жизнь. На этот раз – вечную

Не менее категорично и исламское понимание. В Коране есть однозначные оценки действиям, схожим с эвтаназией:

Среди тех, кто были до вас, был один человек, у которого появился нарыв, и когда он начал причинять ему сильную боль, он взял из своего колчана стрелу и раскрыл ею нарыв. И кровь его текла, пока он не умер. Тогда сказал ваш Господь: «Я сделал рай запретным для него».

euthanasia

Негативный взгляд на эвтаназию не исчерпывается исключительно религиозными аргументами.
Существуют синкретические идеологии ненасилия, которые благоговейно относятся к любой жизни и отрицают всякое насилие. Налицо и правозащитный парадокс: одновременно с постепенным упразднением смертной казни, в общественном договоре закрепляется другая форма законного прекращения жизни, пусть и продиктованная сострадательными мотивами.

Медицинское сообщество также не однозначно в оценках эвтаназии, а ведь именно фигура медика является для эвтаназии ключевой. Не менее важным, чем понимание состояния пациента, является и оценка ситуации, в которую попадает врач, с психологической точки зрения. На плечи доктора ложится беспрецедентно тяжёлый груз ответственности. Как ему, конкретному человеку, удастся справиться с выполнением задачи, которая идёт вразрез с классической миссией врача? Широко известно, что клятва Гиппократа, основа медицинской этики на протяжении тысячелетий, включает в себя строку, исключающую эвтаназию:

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла.
в таких странах, как Азербайджан и Россия, обсуждение противоречий эвтаназии привело к победе консерваторов и принятию запрещающих актов. Впрочем, можно реализовать пассивную эвтаназию, написав специальное обращение об отказе от медицинского вмешательства.

euthanasia

Доктор Смерть

«Смерть — это не преступление. Почему мы все так боимся смерти? Смерть — это часть жизни. Все улыбаются, когда рождается ребенок. Рождению все всегда рады. Смерти все боятся из-за религии. В дохристианскую эпоху никто не боялся смерти, тогда люди знали, что это часть жизни и что каждому животному придется пройти через это. Зачем боятся смерти: она все равно придет! Вопрос, какой она будет, мучительной или легкой?» —

Джек Кеворкян.

В 2011 году, в возрасте 83 лет, из жизни ушёл человек, бывший живым символом борьбы за легитимизацию эвтаназии. Его звали Джек Кеворкян, известный так же, как Доктор Смерть. Убеждения Кеворкяна, вся его деятельность, были направлены на то, чтобы сделать эвтаназию неотъемлемой частью медицинской практики. Дипломированный выпускник медицинского факультета Мичиганского университета, ветеран Корейской войны, Кеворкян на протяжении более тридцати лет работал врачом и патологоанатом в американских больницах и госпиталях. Особое внимание он уделял тяжёлым пациентам, находящимся на пороге смерти. В начале 80-х годов он начал изучать вопрос эвтаназии, посетил в 1986 году голландские клиники, где она уже применялась, и именно там окончательно убедился, что тяжело больным людям этот метод необходим.
. В 1989 году доктор разрабатывает прибор, которому даёт название Mercitron (можно перевести, как «Сострадатель»). По сути, это капельница с обезболивающим и хлоридом калия, останавливающим сердце. Смысл этого приспособления в том, что пациент сам может повернуть кран и сделать себе смертельную инъекцию. Спустя несколько месяцев прибор Кеворкяна был впервые применён, и из жизни ушёл пациент с болезнью Альцгеймера. Не делая из своей миссии тайны, доктор начал помогать умирать всем, кто обращался к нему с этой просьбой. Разумеется, такие решительные шаги не могли остаться незамеченными. Моментально разгорелся скандал в прессе, где Кеворкян предстал и героем, и палачом, и сумасшедшим. Высказывались все: консерваторы, демократы, баптисты, атеисты… Началась серия расследований и судебных схваток, которые будут сопровождать Кеворкяна все дальнейшие годы. Лицензирующие органы штата Мичиган уже в 1991 году лишили Кеворкяна лицензии врача. Но уверенного в своей миссии доктора это не остановило. За несколько следующих лет, действуя как частное лицо, он поможет покончить с жизнью более чем 130 больным людям из разных штатов.

euthanasia

23 ноября 1998 года, 70-летний Кеворкян, во время прямого телеэфира предложил посмотреть видеозапись, на которой был запечатлён добровольный уход из жизни тяжелобольного мужчины. На видео сам Кеворкян делает смертельный укол, так как пациент был неспособен сделать это сам. Прокуратура расценила действия на плёнке однозначно: Джек Кеворкян был арестован с обвинением в предумышленном убийстве. На суде борец за права умирающих объяснял свои действия соображениями гуманности к страдающему амиотрофическим склерозом человеку, который был не способен даже на самостоятельный суицид. Было ясно, что публикацию видео, и судебный процесс Кеворкян использует как средство привлечения общественного внимания к проблеме эвтаназии. Возможно, он надеялся, что суд над ним, демонстрации в его поддержку, станут импульсом к реформированию законодательства. В будущем так и произойдёт, но тогдашнее решение суда было суровым, Кеворкяна признали виновным и приговорили к сроку до 25 лет тюрьмы.

euthanasia

.

Джек Кеворкян провёл в заключении 8 лет, а затем был помилован губернатором штата в связи с преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья. По условиям освобождения 79-летнему врачу было запрещено оказывать медицинскую помощь тяжело больным и пожилым людям. Последние прижизненные сообщения в прессе о Кеворкяне были связаны с его неудачной попыткой избраться в Конгресс.

Я делаю это не для того, чтобы прекратить жизнь, а для того, чтобы прекратить страдания, которые человек испытывает. Как доктор должен поступать в такой ситуации? Отвернуться? Если он трус – он так и сделает… Врачи – трусы, вы и сами это знаете. Они не сделают ничего, что может снизить их доход или подмочить репутацию. Джек Кеворкян

euthanasia


. Кто знает, как распространение эвтаназии отразиться на ценностной иерархии, на институте семьи? Не приведёт ли это к тому, что смерть однажды станет обыденной медицинской процедурой – быстрой альтернативой дому престарелых? История не раз фиксировала отвратительные сюжеты, в которых благородные идеи оборачивались ужасающим насилием. Средние века знали суды святой инквизиции, а двадцатый век увидел концентрационные лагеря нацистской Германии. Там, где на кону человеческая жизнь, нужно быть предельно осторожным. Красивая мечта не должна снова обернуться нравственной девальвацией.

euthanasia

Переживание болезней, умирания и смерти – неотделимая часть судьбы каждого человека. Опыт этих испытаний глубоко индивидуальный, разделить его с кем-то полностью невозможно. То, что происходит с каждым умирающим, зависит как от обстоятельств болезни, так и от характера, веры и силы воли больного. Поэтому оказать действительно эффективную, адресную помощь в безнадёжных ситуациях очень трудно. Это требует от врача огромных мужества, мудрости и сострадания. Тем более, если речь идёт о таком кардинальном шаге, как помощь в самоубийстве. Эвтаназия – не более, чем инструмент, призванный избавлять от страдания. Можно долго спорить о её статусе. Но самое важное в проблеме гуманной смерти не те средства, которые могут быть использованы, а то, чтобы рядом с каждым больным оказался неравнодушный человек с понимающим и сострадательным сердцем, который ищет способ помочь.

Автор: Антон Шевченко
P.S.
Ну, что вы!! разве человек  имеет право на рождение или смерть?
И то и другое-"как бог даст..."
И то и другое- в муках
Контролёрам  нужна
отрицательная энергия .
Это причина существования человечества на земле
Каждый её генерирует  на любом отрезке времени своего  существования

(рыдания-слёзы- ярость- зло -боль физическая- душевная)
и процесс этот самостоятельно прервать нельзя.
Подопытные кролики не могут
быть свободными в своём выборе.
Проанализируйте, кто умирает легко в одночасье
и кто живёт- мучается и умирает в мучениях....


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments