Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Маньеризм / утрата ренессансной гармонии// ранняя фаза барокко

В XVI столетии вдохновенный запал эпохи Возрождения начал постепенно угасать. Можно сказать, что сменилась мода — интересующийся искусством люд пресытился возвышенными античными формами и художники, и без того находящиеся в постоянном поиске, были вынуждены насильно расширять границы собственного художественного видения, что привело, в результате к эпохе барокко. Однако в переходный период зародился и существовал переходный же художественный стиль — маньеризм.


Francesco_de'_Rossi's_painting_'The_Doubting_of_St._Thomas' (580x700, 381Kb)

Франческо Сальвиати. Неверие Св. Фомы.

Некоторые исследователи склонны вообще отрицать его существование, однако в художественной сфере проблематично проводить четкую градацию между стилями, а потому и маньеризм, обладающий рядом индивидуальных характеристик, не заслуживает участи быть выкинутым из культурного контекста.



«Венера и Купидон», Алессандро Аллори, ок. 1570 г.


Маньеризм является выражением определенной деградации всего общества, что особенно заметно на фоне возвышенного искусства Ренессанса. Хотя справедливее было бы уточнить, что общество в массе своей и в предыдущее столетие было не особо одухотворенным, но вот среди людей творческих и властных в XV веке все же оказалось удивительно много личностей, с тонкой душевной организацией, что и нашло свое отражение в культурном облике той эпохи.



«Поклонение волхвов», Эль Греко, 1568 г.

Однако, человек, как известно, смертен. И великие мастера со своими покровителями постепенно покидали сей бренный мир, а новые участники социокультурного процесса, пришедшие им на смену, не сумели удержать ситуацию в прежних рамках. Так, на Апеннинском полуострове, при участии всего Старого света, в 20-хх годах XVI столетия начались военно-политические разборки, апогеем которых стало разграбление Рима, что стало болезненным ударом по морально-нравственному фундаменту европейцев в целом, и так порядочно сотрясаемому Реформацией.


Giambologna_raptodasabina (372x640, 124Kb)

Джамболонья. Похищение сабинянок. 1574—1582. Флоренция, Лоджия деи Ланци


Вот и в искусствах стал ощущаться определенный упадок. Тенденции к искусственному усложнению, утрата гармонии и баланса между высшим и низшим в человеке, проявления эзотерики, эротизма и даже гротеска — эти черты, в той ли иной мере, стали проявляться во всех отраслях искусств, от музыки до архитектуры. Но нагляднее всего картину можно оценить по живописным полотнам, приписываемым маньеризму.


Автопортрет в выпуклом зеркале, Франческо Пармиджанино, 1522 г.


Как и в случае с Возрождением, упадок начался с Италии. Начиная с середины XVI столетия в произведениях художников того периода, специалисты отмечают активное заимствование сюжетов и элементов у предшественников, отсутствие чувства меры, перегруженность композиции, неестественность и даже деформация фигур, использование напряженных поз и различные эксперименты с перспективой, освещением и размерами. Ну а европейские живописцы, часто посещавшие Италию, известную своими мастерами, переняли тамошние новшества и распространили их по всей Европе.


«Снятие с креста», Понтормо, 1528 г.


Но на фоне прекрасной техники исполнения, да еще и не владея современными возможностями получения информации, маньеризм ничуть не смущал своих современников и даже наоборот — к 1540-м годам он стал основным придворным художественным течением, приобретая черты элитарности. Последнее еще более отдалило маньеризм от античности, а художественный язык маньеризма начал склоняться к принципиальному эклектизму и насыщаться сложными аллегориями, понятными лишь узкому кругу посвященных, что породнило его со средневековой, придворно-рыцарской культурой.



«Любовная сцена», Джулио Романо, 1525 г.


Пионерами итальянского маньеризма, называют Джулио Романо, Якопо Понтормо, Доменико Беккафуми, Франческо Пармиджанино и других. Их начиная подхватили и продолжили Аньоло Бронзино, Джузеппе Арчимбольдо, Алессандро Аллори и прочие. Маньеризм прижился и за пределами Италии — в Нидерландах, Франции и Испании, где его видным представителем считается Эль Греко. В Чехии развитию маньеризма способствовал Рудольф II, тот самый, с благословения которого Прага одно время считалась столицей европейской алхимии.


«Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», Джузеппе Арчимбольдо, 1590 г.


Однако маньеризм быстро сошел на нет, уже в конце XVI века превратившись в той же Италии в барокко, впитавшее и развившее идеи как Ренессанса, так и маньеристов, гиперболизировав их и решительно противопоставив себя скучному классицизму, только лишь зарождавшемуся на основе философии рационализма.



P. S. Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.

исток

Tags: ЖИВОПИСЬ, маньеризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments