Франческо Сальвиати. Неверие Св. Фомы.
Некоторые исследователи склонны вообще отрицать его существование, однако в художественной сфере проблематично проводить четкую градацию между стилями, а потому и маньеризм, обладающий рядом индивидуальных характеристик, не заслуживает участи быть выкинутым из культурного контекста.
«Венера и Купидон», Алессандро Аллори, ок. 1570 г.
Маньеризм является выражением определенной деградации всего общества, что особенно заметно на фоне возвышенного искусства Ренессанса. Хотя справедливее было бы уточнить, что общество в массе своей и в предыдущее столетие было не особо одухотворенным, но вот среди людей творческих и властных в XV веке все же оказалось удивительно много личностей, с тонкой душевной организацией, что и нашло свое отражение в культурном облике той эпохи.
«Поклонение волхвов», Эль Греко, 1568 г.
Однако, человек, как известно, смертен. И великие мастера со своими покровителями постепенно покидали сей бренный мир, а новые участники социокультурного процесса, пришедшие им на смену, не сумели удержать ситуацию в прежних рамках. Так, на Апеннинском полуострове, при участии всего Старого света, в 20-хх годах XVI столетия начались военно-политические разборки, апогеем которых стало разграбление Рима, что стало болезненным ударом по морально-нравственному фундаменту европейцев в целом, и так порядочно сотрясаемому Реформацией.
Джамболонья. Похищение сабинянок. 1574—1582. Флоренция, Лоджия деи Ланци
Вот и в искусствах стал ощущаться определенный упадок. Тенденции к искусственному усложнению, утрата гармонии и баланса между высшим и низшим в человеке, проявления эзотерики, эротизма и даже гротеска — эти черты, в той ли иной мере, стали проявляться во всех отраслях искусств, от музыки до архитектуры. Но нагляднее всего картину можно оценить по живописным полотнам, приписываемым маньеризму.
Автопортрет в выпуклом зеркале, Франческо Пармиджанино, 1522 г.
Как и в случае с Возрождением, упадок начался с Италии. Начиная с середины XVI столетия в произведениях художников того периода, специалисты отмечают активное заимствование сюжетов и элементов у предшественников, отсутствие чувства меры, перегруженность композиции, неестественность и даже деформация фигур, использование напряженных поз и различные эксперименты с перспективой, освещением и размерами. Ну а европейские живописцы, часто посещавшие Италию, известную своими мастерами, переняли тамошние новшества и распространили их по всей Европе.
«Снятие с креста», Понтормо, 1528 г.
Но на фоне прекрасной техники исполнения, да еще и не владея современными возможностями получения информации, маньеризм ничуть не смущал своих современников и даже наоборот — к 1540-м годам он стал основным придворным художественным течением, приобретая черты элитарности. Последнее еще более отдалило маньеризм от античности, а художественный язык маньеризма начал склоняться к принципиальному эклектизму и насыщаться сложными аллегориями, понятными лишь узкому кругу посвященных, что породнило его со средневековой, придворно-рыцарской культурой.
«Любовная сцена», Джулио Романо, 1525 г.
Пионерами итальянского маньеризма, называют Джулио Романо, Якопо Понтормо, Доменико Беккафуми, Франческо Пармиджанино и других. Их начиная подхватили и продолжили Аньоло Бронзино, Джузеппе Арчимбольдо, Алессандро Аллори и прочие. Маньеризм прижился и за пределами Италии — в Нидерландах, Франции и Испании, где его видным представителем считается Эль Греко. В Чехии развитию маньеризма способствовал Рудольф II, тот самый, с благословения которого Прага одно время считалась столицей европейской алхимии.
«Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», Джузеппе Арчимбольдо, 1590 г.
Однако маньеризм быстро сошел на нет, уже в конце XVI века превратившись в той же Италии в барокко, впитавшее и развившее идеи как Ренессанса, так и маньеристов, гиперболизировав их и решительно противопоставив себя скучному классицизму, только лишь зарождавшемуся на основе философии рационализма.
P. S. Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.