Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

«Держава Рериха»



Будущий ученик Махатмы Мории родился в Питере, в то время, когда в Российской империи вовсю кипела творческая деятельность и многие из поэтов, художников и писателей уже начали задаваться вопросами духовного поиска, расширяя границы своего творчества и вплетая в сюжеты элементы религиозных, мистических и прочих таинств. Атмосфера конца XIX века, пропитанная смесью вдохновения и тревожных предчувствий, сформировала в будущем художнике неукротимую тягу к постоянному развитию, а общение в кругах творческой интеллигенции зародила интерес к истории, археологии и живописи.


Николай Рерих получил отличное образование и, будучи еще юношей, начал предпринимать самостоятельные археологические экспедиции. Это его увлечение принесло хорошие плоды: начиная с 1905 года Рерих начал собирать коллекцию древностей, которая к 1910 году насчитывала уже более 30 тыс. экспонатов из разных стран Европы и бескрайних просторов России. В то время Рерих обратил внимание на ужасающее состояние исторического наследия русского народа и начал всячески продвигать идею о необходимости защиты культурного наследия, которая в будущем приобрела глобальные масштабы и была юридически воплощена в 1935 году в форме «Пакта Рериха».



Уже в молодости Николай Константинович, наравне с археологией, активно развивался как художник. Основными сюжетами его картин, в то время, были исторические сцены и русские национальные образы. Но он никогда не ограничивал полет своей творческой мысли, и, например, создание «дипломатической» картины «Гонец» привело его к встрече с Л. Н. Толстым, который произнес в беседе судьбоносные строки: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!». А саму картину приобрел П. М. Третьяков



В жизни Рериха не одна встреча может претендовать на роль судьбоносной, ибо по жизни ему доводилось встречаться с очень разными, но без всякого сомнения выдающимися людьми: о. Иоанном Кронштадтским, Еленой Петровной Блаватской, Индирой Ганди, Максимом Горьким и многими другими. Но если попытаться описать весь жизненный путь Николая Константиновича, то статья рискует превратиться в книгу, коих и так уже достаточно. Так что вернемся к его живописи.



В ранний период творчества были написаны такие картины, как: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. Его первые картины уже наглядно демонстрировали своеобразность стиля Николая Рериха. Его подход к построению композиции можно назвать всеохватывающим, линии на картинах ясны и лаконичны, цвета чисты, а передать некую метафизическую мелодичность, простоту выражения и правдивость его картин — и вовсе трудно при помощи слова.



Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Он создает эскизы росписи и мозаик для различных церквей, декорации для популярнейших театральных постановок. В живописи Рерих постепенно переходит от сюжетов языческой Руси и русского народного эпоса, к индийским, серьезно увлекшись трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и других выдающихся индийских мыслителей. Под впечатлением от их трудов он создает соответствующие картины и очерки: «Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др. В культуре древних России и Индии Рерих вообще находил очень много общего.



Начиная с 1906 года в творчестве Николая Константиновича начинается новый, более зрелый период. Существенно меняется его подход к исторической теме: история, мифология и фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. Реализм и символизм гармонично переплетаются в его творчестве. В это же время начинается усиленный поиск мастера в области цвета. Рерих фактически перестает писать маслом и обращается к древней темперной технике.

И все это время он очень продуктивен. В период с 1907 по 1918 год в России и Европе было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Масштабы творимого подвигли назвать его полотна «Державой Рериха».



Предчувствуя грядущие перемены, «величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Николай Константинович при через художественные образы старался передать свою тревогу в картинах: «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Противоборство двух начал — света и тьмы, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир — основные мотивы этих полотен.



В 1920 году Н. Рерих, по приглашению директора Чикагского института искусств, организовывает большое выставочное турне по 30 городам США, демонстрируя 115 полотен. Выставки пользовались колоссальным успехом. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.



Зимой 1923 года Рерих вместе со своей семьёй снаряжает исследовательскую экспедицию в Индию. Маршрут их путешествия проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию и Тибет. Они планировали пройти по неизученным областям Трансгималаев. Это путешествие длилось с 1924 по 1928 год.

В течении этого времени были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых Н. Рерих передавал живописную панораму экспедиционного маршрута, было положено начало серии полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.


В тот период времени Николай Рерих начал вести активную политическую деятельность, поддерживая идеи коммунизма. Мастер узрел в коммунизме параллели с буддизмом и занимался активным продвижением этой идеологии в средней Азии. Кроме того, Рерих развивал несколько крупных культурных проектов в США. Параллельно с этим он, вместе со своей женой, Еленой Рерих, пишет фундаментальный труд, носящий название «Агни Йога», развивающий идеи «Живой этики». В тот период жизни живопись отступила на второй план, будучи вытесненной другими сферами деятельности Николая Константиновича.



Вторую Мировую войну Рерих встретил в Индии. В годы войны Мастер вновь активно занимается живописью, обращаясь к теме Родины. Он пишет ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.



В то же время Рерих продолжает работать над серией картин «Гималаи», насчитывающей уже более двух тысяч полотен. Горы являлись источником неиссякаемого вдохновения для Рериха. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др.



Николай Константинович покинул сей мир 13 декабря 1947 года. Его тело было предано погребальному костру в долине Кулу. Позже на том месте был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».



Да будет мир.

9 октября 1874 г., Санкт-Петербург, Россия
около 7000 картин
  30 томов литературных трудов
нашел символическую форму
стиль живописи- модерн
. С 1906 года  перешел от масляной живописи преимущественно к темпере

по материалам сайта

http://www.synnegoria.com
http://roerih.ru/jivopis2.php
Tags: modern, ЖИВОПИСЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments