...где творится история высокого ювелирного искусства
Эскиз колье «Памир» со шпинелью весом почти 50 карат
Впервые украшения марки оказались в этих стенах в 1899 году. Клеймо Cartier уже волновало сердца и умы женщин по всему миру. Переезд на Рю де ла Пэ был следствием успеха, который стремительно настиг Луи-Франcуа Картье после высокого покровительства Евгении, супруги Наполеона III. Европейская аристократия доверилась ее экспертизе, обрушив вал заказов на фамильные украшения и драгоценные предметы быта на молодого, но талантливого ювелира. Тогда, в конце XIX века, мастера Cartier и начали творить историю высокого ювелирного искусства. Да и историю вообще — так, украшения Дома стали серьезными союзниками в борьбе Эдварда VIII за сердце Уоллис Симпсон. Борьба эта завершилась красивой победой, которая сделала всесильного Виндзора скромным герцогом, женившимся по любви, и забрала у Великобритании законного наследника престола. Невозможных и невыполнимых задач для Cartier не существует. Основная стратегия отдела высокого ювелирного искусства — сделать для клиента все возможное и преподнести в назначенный день драгоценность, воспоминания о заказе которой будут спустя годы сиять так же ярко, как использованные в ней бриллианты. Сегодня в мастерской существует даже лапидарный цех — необходимый для украшения сапфир, турмалин, изумруд или рубин здесь могут огранить самостоятельно. |
Любую фантазию как клиента, так и художника, который взялся за заказ, Дом может выполнить своими силами, не рассчитывая на подрядчиков. И поэтому дает самые надежные гарантии, когда речь идет о подарках — ведь большинство уникальных драгоценностей в первую очередь делаются для дорогого человека и по особенному поводу. |
Разумеется, до того как стать клиентом ателье Cartier, заказчик уже очень хорошо знаком с маркой и успел проникнуться ее наследием и культовыми работами. Поэтому во время первой беседы о частном заказе многие часто интересуются возможностью получить украшение, как у Грейс Келли или Барбары Хаттон. Однако шедевр Дома должен оставаться уникальным во веки веков, поэтому начинаются самые красивые в мире переговоры об эстетических кодах, и заказчику предлагают фантазировать вместе с художником. |
В итоге украшение для каждой новой клиентки Cartier получается не хуже, чем у легендарной. Без исключений. Технические трудности здесь называют «созданием шедевров», и только так. Охота за драгоценными камнями, подбор идеальной пары, оформление передающегося из поколения в поколение самоцвета фантазийной огранки, сложная закрепка, способ которой зачастую изобретается заново — все это неизбежно в силу исключительного перфекционизма мастеров и клиентов Дома, и путь наименьшего сопротивления не выбирается никогда. |
Ювелиры приступают к магии творчества после вполне земного момента — получения предоплаты. Ни один эскиз (которых может быть до десяти, пока подбираются и утверждаются камни и согласовываются сроки и смета) не предлагается клиенту без предварительного одобрения президентом Дома. Первые примерки часто делаются уже со слепком изделия в натуральную величину. |
Примерка — единственный повод, по которому украшение покидает стены мастерской, да и если такое случается — дорога получается ближняя, в исторические кабинеты Луи Картье или Жанны Туссен, где ожидают взволнованные предстоящим свиданием заказчики. Здесь же принимают работу коллекционеры или кураторы, которые сдали в мастерскую старинное украшение Cartier на чистку или реставрацию. Поэтому, покинув торговый зал Christie’s или Sotheby’s после очередных ювелирных торгов, исторические драгоценности с клеймом Cartier обычно посещают Париж по дороге к новому владельцу.