Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

«золотая страница» в истории оперы | Певцы -кастраты

Певцы-кастраты в Ватикане в XVI веке. | Фото: allday.com.


Обозначенная процедура имеет печальную известность с очень давних времен.
Кастрации в основном подвергались военнопленные и рабы.
В исламском мире утвердилась давняя традиция: превращение мужчин в евнухов для охраны гаремов.
в конце 16 века певцов-кастратов услышал Рим – тогда начался настоящий ажиотаж вокруг этого явления!
Итальянский феномен певцов-кастратов начался в Сикстинской капелле и закончился там же спустя два века.
Ибо именно там прослужил 30 лет последний певец-кастрат Алессандро Морески.

Алессандро Морески – единственный в мире певец-кастрат,
чей голос удалось сохранить с помощью примитивной записи на фонограф.


голос кастрата – явление совершенно феноменальное, ни с чем не сравнимое.
Итальянские певцы-кастраты в эпоху барокко превратились в такую же гламурную статью экспорта как скрипка Страдивари.самый талантливый певец-кастрат Карло Броски,
более известный как Фаринелли в своё время закончил концертную деятельность весьма нестандартным способом.
Он был приглашен ко двору испанского короля, который страдал депрессиями, мигренями и, вероятно, психическими расстройствами. Фаринелли в течение 10 лет был личным певцом короля, ежедневно исполняющим для него свои арии.
Эстетические идеалы эпохи барокко также представляют интерес.

С одной стороны – пренебрежительное отношение к кастратам, как к «недолюдям». Но с другой – кастраты являлись людьми бесполыми, и в народном сознании они уподобились ангелам. Голоса их практически нарушали все земные законы. В церкви кастраты создавали фантастическую связь между Богом, музыкой и человечеством. И кому не придет в голову слово «ангельское» при звучании «Miserere» Аллегри, написанного кастратом и для кастратов?

Никто из живущих ныне людей не в состоянии оценить полную прелесть классической оперы.
Произведения таких титанов как Гендель, Глюк, Моцарт, Скарлатти были рассчитаны именно на голосовые возможности певцов–кастратов. Вокальное искусство кастратов породило стиль, известный как бельканто («прекрасное пение») и определило звучание опер Россини, Беллини и Доницетти.
Львиной долей своей прелести бельканто обязано вкладу «поющих евнухов», которых мы никогда уже не услышим — настоящих поющих кастратов сейчас нет, и бельканто умерло вместе с ними
. Католическая церковь опиралась на изречение святого Павла: «Жены ваши в церквах да молчат...», что закрывало путь к использованию женских вокальных возможностях в церковных хорах
. Более того, в 1588 году папа Римский Сикст V издал указ о запрете певческих выступлений женщин на любой сцене. Это создало серьезную проблему для оперного искусства, т. к. женские дисканты были очень важны
.На европейских оперных сценах кастраты выступали и пользовались успехом на протяжении почти двухсоттридцати лет, а в Католической церкви и того дольше.
Среди оперных певцов XVIII века набралось бы не более трети сохранивших свое естество мужчин.
Сама по себе операция не представляла особой сложности. Ее мог сделать всякий — хоть ученый хирург, хоть деревенский цирюльник. Операция никогда не производилась до достижения мальчиком семилетнего возраста и редко после двенадцати лет. Важно было сделать ее прежде, чем активизировалась гормональная функция яичек. В случае певцов–кастратов для достижения запланированного результата главным было удаление обоих яичек. голос кастрата – явление совершенно феноменальное, ни с чем несравнимое.

У кастратов не костенели хрящи и не происходило опущения гортани, то есть связки не удалялись от резонирующей полости, что придавало их голосам столь необычную чистоту и звонкость. Детские голосовые связки кастратов в сочетании с мощной мужской грудной клеткой, которая вмещала огромный запас воздуха, создавали уникальный звук.

Таким образом, после кастрации голос мальчика не мутировал, то есть не становился октавой ниже, как у других подростков, а оставался, так сказать, «высоким», полудетским — полуженским, и мог быть затем поставлен в промежутке между альтом и сопрано.

В общем, голос кастрата отличался от обычного мужского голоса нежностью, гибкостью и высотой, а от обычного женского — звонкостью, мягкостью и силой, и при этом благодаря развитой мускулатуре, технике и экспрессии превосходил детский голос. В этом смысле кастрат — сразу мужчина, женщина и ребенок — являл собою воплощенное и отфильтрованное бесполостью триединство. Именно поэтому этот голос легко было определить как «ангельский» или «небесный» — именно эти определения к нему обычно и применялись.Различия между кастратами и мужчинами в первую очередь касались «женственности», проявлявшейся у них в очень разной степени. Отсутствие тестостерона приводило к гиперактивности женских гормонов, что могло иметь своим результатом развитие, например, молочных желез; объем мышечной массы кастратов также был ближе к женскому.


Пытаться передать голос кастратов бессмысленно: лучшие фальцеты не вписываются в традицию барочных опер, так как не обладают диапазоном и силой, которые имели голоса кастратов.
В 1994 году в фильме Жерара Корбьо «Фаринелли–кастрат» была произведена попытка воссоздать огромный диапазон голоса Фаринелли искусственно: сопрано записали поверх контртенора, а затем с помощью компьютерной обработки заставили эту смесь звучать как один голос




В постановках барочных опер наших дней партии кастратов отдают меццо-сопрано и контратенорам.



Ольга Живило





Tags: МУЗЫКА, вокал, классика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments