Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

«Датский Пикассо в юбке» Рита Кернн-Ларсен / Сюрреализм / Peggy Guggenheim Collection.


Непостижимое разнообразие женского сюрреализма

Рита Кернн-Ларсен
ученица Фернана Леже.
Художественный проект, посвященный сюрреалистическому периоду в творчестве художницы, в эти дни проходит в
Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции.
всего лишь 12 работ,
Риты Кернн-Ларсен (1904−1998)
в 1938 году, выставку ее работ представила Пегги Гуггенхайм в своей лондонской галерее Guggenheim Jeune
(«Юная Гуггенхайм»).

Рита Кернн-Ларсен. Автопортрет
Автопортрет
1937, 40×45 см
Рита Кернн-Ларсен была не единственной женщиной-художником, которая в 1930-х годах боролась за художественное признание и собственное место в современном искусстве. Рядом с ее картинами на выставках экспонировались произведения Эйлин Агар, Леоноры Каррингтон, Леонор Фини, Фриды Кало, Мерет Оппенгейм, Доротеи Таннинг; все они провозглашали собственный взгляд на свободу духа и творчества в контексте сюрреалистической революции.


. «Вечеринка». 1937 г

Как пишет дочь Риты Кернн-Ларсен, ее мать была еще совсем молода, когда решила стать художником. На ее первой картине был изображен вид из ее дома детства, замок XVII века Фредериксборг, который она всегда называла «мой замок». Рита происходила из зажиточной буржуазной семьи, жившей в провинциальном городе Хиллерод к северу от Копенгагена. Ее отец был торговцем-бакалейщиком, а затем стал директором первого банка в городе. С юных лет Рита любила шить — вначале это была одежа для кукол, а потом и наряды для себя, и для близких.



Рита Кернн-Ларсен. «За зеркалом». 1937



Рита Кернн-Ларсен. «Яблоко». 1934
Рита Кернн-Ларсен не очень любила Данию. Когда она приехала в Париж в начале тридцатых годов, она оказалась в центре кипучей творческой интеллектуальной «тусовки» среди таких художников, как Фернан Леже (который стал ее учителем), Пабло Пикассо, Макс Эрнст, режиссер Бунюэль. Здесь, в Париже, Рита знакомится с дилером и журналистом Исааком Грюнбергом, который имел большие связи в художественном мире, и за которого она вышла замуж. Париж, Лондон, Нью-Йорк … Все самые яркие сюрреалистические выставки стали неотъемлемой частью жизни художницы.
Рита Кернн-Ларсен в Копенгагене. 1934. Фото из коллекции Даниэля Грюнберга (Danielle Grünberg).
В 1934 году Кернн-Ларсен познакомилась с группой датских художников-сюрреалистов и год спустя начала активную выставочную деятельность. Именно тогда один из критиков назвал художницу «датским Пикассо в юбке».
Датчане активно принимали участие в ключевых выставках Европы, с их творчеством познакомились Копенгаген и Осло, Лунд и Лондон, и, конечно же, Париж: в 1938 году в числе прочих художников Кернн-Ларсен приняла участие в знаменитой Международной выставке сюрреализма в галерее Des Beaux-Arts, вслед за которой получила приглашение на персональную выставку в галерее Пегги Гуггенхайм. В том же году работы Кернн-Ларсен принимали участие в еще двух экспозициях у Пегги, одна из которых была посвящена современной живописи и скульптуре, а вторая — искусству коллажа.
Рита Кернн-Ларсен. Фантомы
Фантомы
Рита Кернн-Ларсен
1934, 120×75.5 см
«Воображение сфокусировано на туманных областях бессознательного. Это и образы троллей, и призраков из темных крепостей Севера, живущих в наших умах. Они раскрывают страхи и очарование старинных мифов» — так описывал работы Кернн-Ларсен друг Пегги Гуггенхайм, искусствовед Герберт Рид.
Рита Кернн-Ларсен. В поиске луны
В поиске луны
Рита Кернн-Ларсен
1937, 80.4×65 см
Нынешняя экспозиция в венецианском Палаццо Вернье дей Леони стала первой персональной выставкой сюрреалистических работ Кернн-Ларсен со времен ее выставки в лондонской Guggenheim Jeune, прошедшей в 1938 году — в год основания этой галереи.

Более половины нынешних экспонатов были представлены и на той давней лондонской презентации. Пегги Гуггенхайм была человеком, который активно и с любовью продвигал абстракционизм, сюрреализм и другие арт-новинки XX века. Она скупала работы молодых авторов, в числе которых была и Кернн-Ларсен, полагаясь на собственное чутье. И это оказалось более выгодной стратегией, чем первоначальная попытка вкладывать средства в работы уже «раскрученных» авторов: во-первых, новички стоили дешево, во-вторых — каждый из них мог стать звездой и подорожать в разы.
Рита Кернн-Ларсен. Танец и контраданс
Танец и контраданс
Рита Кернн-Ларсен
1936, 8.9×6.7 см

7 фактов жизни и творчества Риты Кернн-Ларсен

1. В 1930 году Рита Кернн-Ларсен училась рисованию в Париже у Фернана Леже и была одной из самых любимых его учениц.

2. На нынешней выставке в Венеции представлена работа «Танец и контрданс» (1936). «Я считаю, что это одна из моих самых успешных картин» — говорила сама Кернн-Ларсен об этой работе.

3. Один из знаковых образов в творчестве художницы — женщины-деревья. По мнению искусствоведов, при их создании Рита Кернн-Ларсен вдохновлялась работами Поля Дельво.

Рита Кернн-Ларсен. «Женский бунт». 1940
Поль Дельво. Девушки-деревья
Девушки-деревья
Поль Дельво
4. Некоторые критики считали работы Кернн-Ларсен порнографическими. Именно поэтому мать художницы отказалась придти на открытие первой персональной выставки Кернн-Ларсен, которая прошла в 1934 году.

5. Работы Риты Кернн-Ларсен в 1930-х годах были представлены на всех главных выставках сюрреалистов, где соседствовали с произведениями таких мэтров, как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Рене Магритт. Художница участвовала в знаменитом Сюрреалистическом бале Ротшильдов, где был Дали и не только.

6. В 2013 году работа Кернн-Ларсен «Автопортрет» (1937 г., иллюстрация выше) была приобретена Фондом Соломона Гуггенхайма.

7. После Второй мировой войны стиль произведений Риты Кернн-Ларсен поменялся, она стала больше внимания уделять абстракции, природе и пейзажам. Однако, как говорила сама художница, сюрреализм — лучший период в ее жизни и творчестве.
Фото: ritakernnlarsen.com
Выставка сюрреалистических работ Риты Кернн-Ларсен из государственных и частных коллекций

в Музее Пегги Гуггенхайм (Венеция) работает до 26 июня 2017 года
по материалам Музея Пегги Гуггенхайм, ritakernnlarsen.com. Иллюстрации: музей Пегги Гуггенхайм
Автор: Рита Лозинская

справка


Пегги Гуггенхайм, американский коллекционер, меценат и племянница промышленника Соломона Гуггенхайма, познакомилась с датчанкой в Париже в 1937 году и через год устроила ее выставку в своей лондонской галерее. После этого художница приняла участие в Международной выставке сюрреализма, прошедшей в Париже в Галерее изящных искусств в 1938 году.Проект сконцентрирован только на сюрреалистическом периоде творчества Кернн-Ларсен, довольно коротком, ибо уже в послевоенные годы художница увлеклась абстракцией, иллюстрированием книг, постепенно уйдя в полную беспредметность. В 1986 году датчанка участвовала в Венецианской биеннале. Любопытно, что три работы, отобранные тогда куратором, итальянским критиком Артуро Шварцем, также можно видеть на выставке в Peggy Guggenheim Collection.



Tags: ЖИВОПИСЬ, СЮРРЕАЛИЗМ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments