Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

"Василий Верещагин" Выставка в Киеве до 28 мая 2017 года

В рамках проекта Kyiv Art Week в Национальном музее «Киевская картинная галерея» открылась выставка «Василий Верещагин. Опасное путешествие длиною в жизнь», посвященная 175-летию со дня рождения художника. В центре экспозиции — «Балканская серия» живописных произведений знаменитого баталиста и редко появляющиеся на публике графические работы из фондов Музея, выполненные во время путешествий художника в Индию, Среднюю Азию, на Кавказ
и Закавказье

.Василий Васильевич Матэ. Портрет В. В. ВерещагинаВ. Матэ «Портрет В. В. Верещагина», 1882 г. (экспонируется на выставке)

Василий Васильевич Верещагин (1842−1904) почти всю жизнь провел в экспедициях, военных походах и путешествиях, оставив путевые заметки и целые серии произведений, изображающих многоликость нашей планеты и поворотные моменты истории разных стран. Верещагин побывал в Европе, Америке, Японии, Индии, Китае, Сирии, Палестине, Туркестане, на Кавказе, Дальнем Востоке, Филиппинах и Кубе.
Будучи профессиональным военным, он добровольно участвовал во всех военных походах России и делал зарисовки, небольшие этюды прямо на полях сражений. Художник и погиб как воин на русско-японской войне, находясь на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на мине неподалеку от Порт-Артура.
После войны японское правительство разрешило исследователь броненосец, найденные тела русских моряков были похоронены на кладбище в Порт-Артуре. Тело Верещагина так и не было найдено, могилой великого художника стало Желтое море.



Лама так называемой «Красной секты» в полном облачении. Этюд из серии «Путешествия в Индию»
1875, 39.3×26.6 см
Крупная коллекция работ Василия Верещагина, которая хранится в Киевской Картинной галерее и насчитывает более 350 произведений, была собрана известным киевским предпринимателем и меценатом Иваном Николовичем Терещенко. В 1880-е годы состоялось знакомство коллекционера с художником, которое и положило начало их дружбе, а также приобретениям картин.
Василий Васильевич Верещагин. Раненый
"Раненый"
Верещагин не был художником-баталистом в традиционном понимании. Он изображал не блеск парадов и побед, а изнанку войны — ее безжалостность и жестокость, страдания и геройство солдат. Воздействие картин на зрителей было столь велико, что вызывало опасения у всех милитаристов в России и за границей. Известно, что фельдмаршал Мольтке, побывав на выставке картин Верещагина в Берлине в 1882 году, запретил чинам германской армии посещать эту выставку. Такое же распоряжение дал австрийский военный министр, отклонивший предложение Верещагина предоставить военнослужащим бесплатное посещение выставки в Вене.
Василий Васильевич Верещагин. Пикет на Дунае
"Пикет на Дунае"
Наиболее полно в собрании музея представлена Балканская серия картин, посвященная событиям русско-турецкой войны, которая проходила под знаком освобождения славян на Балканах. Этот цикл считается наиболее значимым в творчестве Верещагина с точки зрения художественного воплощения темы. В картинах и этюдах этой серии изображаются трудные будни солдат: «Пикет на Дунае», «Победители», «Шпион», «Два ястреба».

Особенно привлекает внимание огромное полотно «Победители. Мародеры», на котором изображено реальное событие. Полк русских егерей, потерпев поражение близ болгарского городка Телиш, вынужден был поспешно отступить, оставив на поле сражения раненых и убитых, которые подверглись глумлению со стороны турецких солдат. Художник запечатлел нелицеприятную сторону войны, способствующую разжиганию у человека самых низменных инстинктов.
Василий Васильевич Верещагин. Победители
"Победители"

1878
«Подобно Хемингуэю, Верещагин считал, что писать стоит лишь то, что знаешь из личного опыта. Он физически не мог усидеть на месте и попросту не умел оставаться в стороне. В 1877-м, когда началась русско-турецкая война, он отправился на фронт — за свой счет, без казенного содержания — был серьезно ранен и едва не потерял ногу. Туркестан, Балканы, Палестина, США, Филиппины, Куба, Япония — художник поспевал всюду. И всюду находил подходящие сюжеты для своих картин — всюду лилась кровь. Верещагин был предан теме войны, но вопреки многовековой традиции, рисовал ее без парадного сладострастия, сверкающих эполет и бравурных маршей. Грязь, страх, смерть, горы из черепов — в отличие от многих придворных баталистов, он знал настоящую цену славных побед…»
Василий Васильевич Верещагин. Шпион
"Шпион"
Создание еще одной знаковой работы в творчестве художника раскрывает особенности контрастного характера Верещагина: «Однажды, во время балканской кампании он предложил генералу Струкову повесить двоих албанцев-башибузуков. Пленные отличались особой жестокостью, болгары рассказывали, что они вырезали младенцев из утроб матерей.

„Что это вы, Василий Васильевич, сделались таким кровожадным? — поинтересовался генерал. — Я не знал этого за вами“. Верещагин честно ответил, что никогда еще не видел повешенья и очень интересуется этой процедурой.
Струков отказался, заявив, что не любит вешать и расстреливать в военное время и „этих молодцов на свою совесть не возьмет“.

Верещагину пришлось нарисовать башибузуков связанными спина к спине, в ожидании своей участи.
Позднее художник простодушно описал этот эпизод в своих мемуарах. И, разумеется, навлек на себя праведный гнев гуманистов — в том числе тех, что обрекали на смерть тысячи одним лишь росчерком пера…»
Василий Васильевич Верещагин. Два ястреба (Башибузуки)
"Два ястреба (Башибузуки)"

1878, 78.5×11 см
Наиболее ценными графическими работами из собрания Терещенко сам Верещагин называл серию, созданную на Кавказе и Закавказье в 1863—1865 гг.
Василий Васильевич Верещагин. Добровольный мученик
"Добровольный мученик!

1865, 23×15 см
Рисунки, изображающие казаков, татар, кабардинцев, армян и представителей других народов, населявших эти края, удивляют своей выразительностью и остротой характеристик. Особенно привлекает внимание портрет Хаджи-Муртуза — предводителя восстания лезгин. Рисунок был сделан в Тифлисской тюрьме, после поражения восстания
.
Василий Васильевич Верещагин. Лезгин Хаджи-Муртуз из Дагестана
"Лезгин Хаджи-Муртуз из Дагестана"

1864, 29×22 см
Василий Васильевич Верещагин. Дом Бирбала в Фатехпур-Сикри

Дом Бирбала в Фатехпур-Сикри

1870-е

Серия замечательных этюдов, привезенная художником из путешествия в Индию (1874−1876) была своеобразным способом изучения страны. Верещагин впервые в истории русской живописи показал своеобразие природы, архитектуры, быта и народные типы Индии.
В начале путешествия у художника возникла идея создать серию картин, обобщающих его впечатление от Индии, размышления о прошлом и настоящем этой страны. Верещагин задумал написать две «поэмы», как он их называл — «малую» и «большую». Первая должна была изображать сцены современной жизни, национальные типы, архитектуру и пейзажи, а «большая» серия или «Историческая поэма» задумана была как цикл монументальных картин, представляющих историю покорения Индии англичанами.

Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала русско-турецкая война.

В новости использованы материалы пресс-релиза выставки, отрывки из «Очерков путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных» 1883 года и книги Василия Верещагина «Воспоминания сына художника» 1982 года. :
Автор: Ирина Олих
Tags: ЖИВОПИСЬ.реализм, жанры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments