Автопортреты Дюрера еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.

1484
На этом карандашном рисунке Дюрер- тонкий чувствительный юноша

В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр).
Здесь ему двадцать два года. Утонченным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волновые линии длинных светлых волось.
1498
На мадридском автопортрете (1498, Прадо)
Дюрер появляется процветающим человеком. Его руки отдыхают на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, которая владеет высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.
1500
В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старра Пинакотека). Здесь самозамилування мастера, заметное в его более ранних автопортретах, переминяеться трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, очи приковывают внимание, тональные соотношения дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.
Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение, формировались под воздействием трех людей, которые сыграли наиболее важную роль в его жизни: отца, ювелира, выходца, из Венгрии; крестного Кобергера, что оставил ювелирное искусство и занялся издательским делом; и ближайшего друга Дюрера — Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, который познакомил молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских художников
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаеля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с большим гравером Мартином Шонгауером, но не залогов его в живых. 1492-1494 он провел в Базеле, наибольшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.
В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По пути мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.
Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготовляли ксилографии. Печатая значительное количество отпечатков, Дюрер с 1497 стал прибегать к услугам агентов, которые продавали его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; славу ему принесло издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса» кони летят над телами упалих людей. Эмоциональная напряженность достигается с помощью противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается странный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 протежировал курфюрст саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.
В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварели, из которых наиболее знаменитый -«Большой кусок дерна»
(1503, Вена,Художественно исторический музей).
Написанные разными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной старательностью и точностью.
Выполненная в 1504 гравюра «Адам и Ева» ,отличается монументальностью и классическими тенденциями. Обе фигуры — плод исследований пропорций человеческого тела
Теперь художник обратился к гравюре на металле, что давало возможность оперировать больше тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.
В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер опять приехал в Венецию. Отношение Дюрера в Венецию было двойственным.
Для него этот город был одновременно и гнездом плутов и воров, и местом, «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит»
. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию
(Мадонна на троне с будущими ей святыми по сторонам).
На этой картине Мадонне с Ребенком поклоняются император и папа римский, а за ними — толпа народа, в какой Дюрер изобразил многих своих современников.
Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 более важное место занимают картины.
Дюрера, очевидно, не привлекал широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи),
и он продолжает писать в твердом линеарномом стиле. Для этого периода характерны такие картины,
как "Адам и Ева"
(1507, Прадо)
. Гибкие тела продленных пропорций с признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504.
. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал
Поклонение Троицы (ВенаХудожественно исторический музей).
Троица изображена на центральной осе (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и розп’ятий Христос); вокруг -святые, образовывающие четыре группы:
вверху налево — мученики во главе с Богоматерью
; справа — пророки,
пророчици и сивиллы под проводом Ивана Хрестителя;
внизу налево — деятели церкви
ведомые двумя папами,
а справа — миряне во главе с императором и королем.
В самому низу изображенный пейзаж с озером, на березе которого показана одинокая фигура самого Дюрера,
блестящие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и туч.
На первом из них рыцарь-христианин едет по гористойместности, сопровождаемый Смертью с песчаными часами и дьяволом.
Образ рыцаря возник, возможно, под воздействием трактата Еразма Роттердамского
Руководство христианского воина (1504).
Рыцарь — аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги ,борясь со смертью.
напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни.
Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев.
Сквозь окна в это мирное уютное жилье льется светло, однако и сюда вторгаются символы, которые напоминают о смертях: череп и песочные часы.
изображена крылатая женская фигура, которая сидит среди разбросанных беспорядочно приборов и инструментов.
Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный образ Богоматери с ребенком и св. Анной (1519-1520, Метрополитен).
Последний являет собой композицию, которая состоит из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, которая поклоняется Ребенку Христу.
Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские, оттенки
. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком.
В 1526 Дюрер создал Портрет Еразма Роттердамского (гравюра на меди),
чьи умеренные религиозные взгляды, очевидно, совпадали с его собственными
. Диптих «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старра Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга.
Интересно посмотреть вживую....
Экспонироваться работы Дюрера будут в музее с 6 октября до 21 декабря 2017
по материалам
http://museum.net.ua