Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

Альбрехт Дюрер - гений «Северного Возрождения» / Выставка в Днепре

Впервые в Днепре - лишь оригиналы немецкого живописца

Автопортреты Дюрера еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.



1484
Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет.
На этом карандашном рисунке Дюрер- тонкий чувствительный юноша


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/da/Albrecht-self.jpg

В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр).
Здесь ему двадцать два года. Утонченным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волновые линии длинных светлых волось.



Дюрер_автопортрет_1498

1498
На мадридском автопортрете (1498, Прадо)
Дюрер появляется процветающим человеком. Его руки отдыхают на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, которая владеет высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.



Дюрер_Автопортрет

1500

В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старра Пинакотека). Здесь самозамилування мастера, заметное в его более ранних автопортретах, переминяеться трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, очи приковывают внимание, тональные соотношения дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.


Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение, формировались под воздействием трех людей, которые сыграли наиболее важную роль в его жизни: отца, ювелира, выходца, из Венгрии; крестного Кобергера, что оставил ювелирное искусство и занялся издательским делом; и ближайшего друга Дюрера — Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, который познакомил молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских художников
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаеля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с большим гравером Мартином Шонгауером, но не залогов его в живых. 1492-1494 он провел в Базеле, наибольшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к  изданию посланий св. Иеронима 1492.
В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По пути мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.


Дюрер

Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготовляли ксилографии. Печатая значительное количество отпечатков, Дюрер с 1497 стал прибегать к услугам агентов, которые продавали его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем;  славу ему принесло издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса» кони летят над телами упалих людей. Эмоциональная напряженность достигается с помощью противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается странный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 протежировал курфюрст саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.


Дюрер_apokalips

В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварели, из которых наиболее знаменитый -«Большой кусок дерна»
(1503, Вена,Художественно исторический музей).
Написанные разными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной старательностью и точностью.

Дюрер_Кусок дерна

Выполненная в 1504 гравюра «Адам и Ева» ,отличается монументальностью и классическими тенденциями. Обе фигуры — плод исследований пропорций человеческого тела
Теперь художник обратился к гравюре на металле, что давало возможность оперировать больше тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.


Дюрер-Adam_Eva,_Durer,_1504

В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер опять приехал в Венецию. Отношение Дюрера в Венецию было двойственным.
Для него этот город был одновременно и гнездом плутов и воров, и местом, «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит»
. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто  Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию
  (Мадонна на троне с будущими ей святыми по сторонам).
На этой картине Мадонне с Ребенком поклоняются император и папа римский, а за ними — толпа народа, в какой Дюрер изобразил многих своих современников.
Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 более важное место занимают картины.
Дюрера, очевидно, не привлекал широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи),
и он продолжает писать в твердом линеарномом стиле. Для этого периода характерны такие картины,
как "Адам и Ева"
(1507, Прадо)
. Гибкие тела продленных пропорций с признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504.

Albrecht_Dürer_-_Adam_and_Eve_(Prado)_2


. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал
Поклонение Троицы (ВенаХудожественно исторический музей).
  Троица изображена на центральной осе (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и розп’ятий Христос); вокруг -святые, образовывающие четыре группы:
вверху налево — мученики во главе с Богоматерью
; справа — пророки,
пророчици и сивиллы под проводом Ивана Хрестителя;
внизу налево — деятели церкви

ведомые двумя папами,
а справа — миряне во главе с императором и королем.
В самому низу изображенный пейзаж с озером, на березе которого показана одинокая фигура самого Дюрера,
блестящие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и туч.

Дюрер_Трійця

Если в 1507-1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 года были посвящены преимущественно гравюре. В 1513-1514 он создал три самих знаменитых своих листы: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».
На первом из них рыцарь-христианин едет по гористойместности, сопровождаемый Смертью с песчаными часами и дьяволом.
Образ рыцаря возник, возможно, под воздействием трактата Еразма Роттердамского
Руководство христианского воина (1504).
Рыцарь — аллегория активной жизни; он совершает  свои подвиги ,борясь со смертью.

Дюрер_Knight-Death-and-the-Devil

Лист Св. Иероним в келье,
напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни.
Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев.
Сквозь окна в это мирное уютное жилье льется светло, однако и сюда вторгаются символы, которые напоминают о смертях: череп и песочные часы.

Дюрер-Hieronymus-im-Gehäus

На гравюре Меланхолия I
изображена крылатая женская фигура, которая сидит среди разбросанных беспорядочно приборов и инструментов.

Дюрер-Melencolia_I_(Durero)


Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный  образ Богоматери с ребенком и св. Анной (1519-1520, Метрополитен).
Последний являет собой композицию, которая состоит из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, которая поклоняется Ребенку Христу.

Дюрер_Мадонна й св.Анна


Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские, оттенки
. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком.
В 1526 Дюрер создал Портрет Еразма Роттердамского (гравюра на меди),
чьи умеренные религиозные взгляды, очевидно, совпадали с его собственными
. Диптих «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старра Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга.



Дюрер_4 апостола

Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрары (1488).

Интересно посмотреть вживую....


18



19



10




7



Экспонироваться работы Дюрера будут в музее с 6 октября до 21 декабря 2017

по материалам

http://museum.net.ua
Tags: ЖИВОПИСЬ, Ренессанс, УКРАЇНА, выставка, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments