Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ШЕДЕВРАХ МИРОВОГО ИСКУССТВА

существует огромное количество произведений живописи, на которых изображены музыкальные инструменты. Художники обращались к подобным сюжетам в разные исторические эпохи: с древнейших времен и до современности.




Брейгель Старший, Ян
СЛУХ (фрагмент). 1618


Частое использование изображений музыкальных инструментов в произведениях искусства обусловлено тесной связью музыки и живописи.
музыкальные инструменты на картинах художников не только дают представление о культурной жизни эпохи и развитии музыкального инструментария того времени, но и имеют определенный символический смысл.



Мелоццо

да Форли
Ангел
1484


Издавна считалось, что любовь и музыка связаны неразрывно. И музыкальные инструменты на протяжении столетий ассоциировались с любовными чувствами.

Средневековая астрология считала всех музыкантов «детьми Венеры», богини любви. Во множестве лирических сцен у художников разных эпох музыкальные инструменты играют важную роль.


Ян Менс Моленар
Дама за спинетом
17 век

В течение долгого времени музыка ассоциировалась с любовью, подтверждением чего служит голландская поговорка XVII века: «Учись играть на лютне и спинете, ибо струны обладают силой похищать сердца»



Андреа Соларио
Женщина с лютней


В некоторых картинах Вермеера музыка оказывается главной темой. Появление в сюжетах этих полотен музыкальных инструментов трактуется как утончённый намёк на изысканные и романтические отношения героев.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Jan_Vermeer_van_Delft_014.jpg


«Урок музыки» (, Королевское собрание, Дворец Сент – Джеймс).

Вёрджинел, разновидность клавесина, — был очень популярен как музыкальный инструмент для домашнего музицирования. По точности изображения специалистам удалось определить, что его изготовили в мастерской Рюкерсов в Антверпене, знаменитой на весь мир. Латинская надпись на крышкевёрджинела гласит: «Музыка — спутница радости и целительница в горестях».




Музицирующие люди часто становились персонажами картин французского живописца, основоположника стиля рококо Жана Антуана Ватто.



Основным жанром творчества Ватто являются «галантные празднества»: аристократическое общество,
расположившееся на лоне природы, занятое беседой, танцами, музицированием и флиртом



. Подобный круг образов был необычайно популярен в творческих кругах Франции. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые картины Ватто имеют те же названия, что и пьесы для клавесина композитора Франсуа Куперена, французского композитора, современника художника. Тонко чувствующие знатоки ценили не только живописность Ватто, но и его музыкальность. «Ватто принадлежит к сфере Ф. Куперена и К. Ф.Э. Баха», - утверждал великий философ искусства Освальд Шпенглер (Приложение II).

Также музыкальные инструменты могут быть связаны мифологическими персонажами.

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио, - музы истории — это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) — флейта или какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) — небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) — горн; для Терпсихоры (танец и песня) — виола, лира или другой струнный инструмент;



для Эрато (лирическая поэзия) — тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) — труба; для Полигимнии (героические гимны) — орган-портатив, реже — лютня или другой инструмент.

Муза Клио - покровительница историиМуза Мельпомена - муза трагедииМуза Талия - муза комедииМуза Полигимния - муза торжественных гимнов


Муза Терпсихора - муза танцаМуза Эвтерпа - муза лирической поэзииМуза Эрато - муза любовной поэзии


Все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент




Дирк Халс
Музыканты
XVI в.

Символическое значение инструментов связано именно с этими персонажами. Например, арфа в европейской культуре средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с легендарным автором псалмов, библейским царем Давидом. Великий царь, политик, воин был и величайшим поэтом и музыкантом, через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти библейских заповедей. На картинах Давида часто изображали в образе пастуха, играющим на этом инструменте.

davidhar1


Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.

Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, который усмирял животных игрой на лире.

{C}Золотая арфа являлась атрибутом кельтского бога Дагды.Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия – мелодия грусти и умиления. Вторая – вызывающая сон: когда слушаешь её, душа наполняется состоянием покоя и погружается в сон. Третья мелодия арфы – это мелодия радости и возвращения весны

В священных рощах под звуки арфы друиды, жрецы кельтов, обращались к богам, воспевали их славные поступки, совершали обряды. Во время сражений барды с маленькими арфами, увенчанными зелёными венками, поднимались на холмы и пели воинственные песни, вселяя в воинов мужество.­

Среди всех стран мира только на гербе Ирландии изображается музыкальный инструмент. Это золотая арфа, струны которой - серебряные. Долгое время арфа была геральдическим символом Ирландии. С 1945 года это еще и герб


Картинки по запросу

У. Босха-  "Сад радостей земных"-
есть изображение человека, распятого на струнах этого инструмента. Здесь, вероятно, отражены представления о символике натяжения струн, выражающей одновременно любовь и напряжение, страдания, потрясения, испытываемые человеком в течение его земной жизни

}Картинки по запросу "Сад радостей земных" есть изображение человека, распятого на струнах

С распространением христианства и его священных книг частым становится изображение художниками ангелов с музыкальными инструментами. Ангелы, играющие на музыкальных инструментах, появляются в английских рукописях XII века. В дальнейшем количество таких изображений постоянно увеличивается.

Множество музыкальных инструментов в руках ангелов дает представление об их форме и конструкции, об особенностях их сочетаний, также позволяет узнать о существовавших в те времена музыкальных ансамблях.

В эпоху Возрождения наступает «звёздный час» для ангелов. Мастеров живописи всё чаще вдохновляют эти совершенные и гармоничные создания.

Сцены, прославляющие Бога, превращаются в работах художников Возрождения в настоящие ангельские концерты, по которым можно изучать музыкальную культуру того времени.Орган, лютня, скрипка, флейта, арфа, цимбалы, тромбон, виола-да-гамба…Это далеко не полный перечень инструментов, на которых играют ангелы.

Пьеро делла Франческа.
Рождество. Лондон. Национальная галерея. 1475 г.

изображения музыкальных инструментов можно  разделить на несколько групп:

1)  музыкальные инструменты используются в лирических сюжетах;

2)  изображение музыкальных инструментов имеет связь с мифологией, например, античной, где они символизируют муз и являются их непременными атрибутами:

3)  в сюжетах, связанных с христианством, музыкальные инструменты чаще всего олицетворяют наиболее возвышенные идеи и образы и сопровождают кульминационные моменты библейской истории;

4)  изображения инструментов дают также представление об инструментальных ансамблях и приёмах музицирования,

существовавших в исторический период создания картины;

5)  часто изображение тех или иных инструментов несет в себе философские идеи, как, например, в натюрмортах на тему Vanitas;

6)  символика инструментов может меняться в зависимости от замысла художника и общего содержания картины (контекста), как, например, в картине Босха «Сад земных наслаждений».
увлекательная и, порой, загадочная сторона искусства.
Ведь многие старинные инструменты, музыкальные ансамбли, приёмы игры можно увидеть теперь только на картинах.


Хендрик ван Бален
Аполлон и музы




Юдит Лейстер
Юный флейтист
1635 г.



Дама с арфой
1818 г.



Джон Мельюш Страдуик Вечерня
1897 г.



Жан ван Биглерт
Концерт

}

Э. Дега
Фагот (фрагмент)



Абрахам Бломар

Волынщик



{C}Пьер Огюст
Ренуар
Девушка за пианино
1875 г.



Дж. Борос
Мир музыки
2004 г.

в статье использованы материалы
Tags: ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments