Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

изумительные пейзажи Ивана Ивановича Шишкина / 25 января 1832 – 20 марта 1898

– русский художник-пейзажист и гравер.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894–1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852–1856), продолжил своё образование в Петербургской Академии Художеств (1856–1865) у профессора С. М. Воробьёва.

За успехи в учебе был отмечен серебряными и золотыми медалями и пенсионной поездкой в Германию и Швейцарию.

 Много ездил по России, в своих картинах показал себя удивительным знатоком растительных форм, тонко воспроизводя отличительные черты различных видов деревьев, трав, кустарников, порой в ущерб общему замыслу. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.

Иван Шишкин умер скоропостижно, сидя за мольбертом и работая над новой картиной.



Пронзительно и мощно звучит тема одиночества в этой работе художника. источником вдохновения стала песня на стихи Мерзлякова, ставшая в массовом сознании народной.


Содержание стихотворения удивительным образом созвучно судьбе великого мастера. Сама работа полна тоски, одиночества и печали. Мощный дуб царит над бескрайней долиной, обреченный на полное одиночество и бессмысленное существование. Нет ни одного растения, которое могло быть под стать центральному образу работы.

   Интересно, что картина полностью лишена присутствия человека. Тропинка, которая теряется в глубине долины, слишком узкая и неухоженная. Лопухи и чертополох, которые в изобилие растут по краям тропинки, подчеркивают ее невостребованность, одиночество...

   Солнце в работе робкое, свет в работе неравномерный. Облака, нависающие над долиной, мешают свету проникнуть на землю.

   Цветовая гамма картины не отличается богатством. Отлично удались мастеру многочисленные оттенки. Сложное и тяжелое небо полно оттенков розового, голубого, желтого и чистым белым цветом.

   Художник, как всегда сумел наполнить картину многочисленными деталями, придающими изображению реальность. Кажется, что долина "звучит". Ветер свободно гуляет по безбрежному пространству. Шелест листвы мощного дуба, как ворчание старика, которое никого не привлекает, а раздражает.

   В атмосфере картины главным является печаль и гулко звенящее одиночество. Работа была создана во время творческого расцвета мастера, когда были созданы его лучшие работы. Картина написана уверенными мазками, мастерская композиция работы способствует раскрытию идеи картины, подчеркивает энергетику пейзажа, его основательность и гармонию. 


- одно из ярких произведений кисти И. Шишкина.

Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.

Картина "Утро в сосновом лесу" - очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу. Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками.

"Лес зимой"  1884

Зимний лес на рисунке И. Шишкина особенный, спящий. В нем словно остановилась жизнь: река почти полностью замерзла, деревья застыли, присыпанные снегом. Цветовая гамма проста: черный, белый, коричневый. Удачно выбранная основа (коричневая бумага), прекрасно передает цвета и настроение пасмурного зимнего вечера. Безжизненность пейзажа нарушают лишь небольшие проталины в ледовом ковре речушки, отражающие зимний лес. Проталины словно дают надежду на скорую весну, на пробуждение от спячки. Заснеженные деревья, отражаясь в проступающей воде, словно готовятся к наступлению нового этапа жизни, к пробуждению.

   Композиционно пейзаж разделен рекой на две равные части. Река соединяет две половины леса, словно удерживает окружающую природу на грани жизни и смерти, не дает ей заснуть слишком крепко. 



"Рожь"1878

Впервые появившись на публике во время выставки передвижников, работа сразу закрепилась среди шедевров русской живописи. Сегодня, пожалуй, невозможно найти более популярный и знакомый каждому русский пейзаж. В чем же секрет такого успеха картины?


Автор
соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного
искусства: голубой и золотой. Это сочетание было характерно для
православных икон, связывалось с изображением мира Горнего,
Божественного. Исходя из этого символического цветового значения,
художник уравнивает русскую природу с природой божественной.



   Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане
подчеркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы.


   Символическое значение сосен - выносливость, сила жизни и прочность.
Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими
ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево. Скорее всего, автор,
таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до
создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей
(отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе
расширяет драматургические рамки картины, делает ее эмоциональней и
ближе зрителю.


   Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Проселок, разрезающий
поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в
пейзаже, особый ритм. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю
оценить всю грандиозность и величие русской природы.



   Тяжелые, полные живительной влаги облака, едва появившиеся на
горизонте, несут с собой обновление и свежесть. Ржаное поле, сосны,
трава - все готово впитать теплую летнюю дождевую воду.

Корабельная роща,1898

Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII - первой половины XIX века.

Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия при роды, любовное постижение ее черт и мастерская передача языком живописи ее очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса , его утреннюю прохладу и свежесть воздуха.

Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”

, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу. В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки.

Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана. Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них.

Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро. Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира. Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя.

Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.

На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти. Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете.

Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания "Дубовой рощи" до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину  нередко называют лучшим произведением гениального художника.


"Перед Грозой"

Картина И. И. Шишкина “Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии...

Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя - истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья. Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет.

Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны... Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе.

Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония. Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.


Tags: пейзаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments