Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Украинский живописец-пейзажист Владимир Александрович Жуган




Живописец, один из основателей индустриального пейзажа. Заслуженный художник Украины
(27 августа 1926 года, с. Лиховка Днепропетровской обл. – 15 сентября 2008 года, Днепродзержинск)


ж472 (1)

В  январе 1985


ж458 (1)

Ручеёк

ж457 (1)

Зима. На околице  села

ж463 (1)

На охоту

ж372 (1)

Серебряный день

Зима

Замок

ж449 (1)

Ещё Кант познал, что природа Гения сама диктует правила искусству. Гений Владимира Александровича Жугана в создании оживлённых пейзажей, полных движения и динамики, в умении выйти за пределы себя, в проникновении душой в запредельный мир красоты, из которого он несёт через себя созерцателю картин великое и прекрасное.
                                                                                     Л. Богданова, искусствовед

О Владимире Александровиче Жугане можно много говорить, можно написать тысячи томов и все равно не объяснить тот феномен, который являл искусство этого талантливого живописца, Маэстро настроения природы, с неизменным этюдником в руках. Смысл его жизни – в каждом пробудить чувство единения и гармонии с природой. Его искусство – это настроение, в котором нельзя что-то, как в науке, объяснить, стоит лишь смотреть и любоваться.



ж453 (1)

Жуган родился 27 августа 1926 г. в селе Лиховка Днепропетровской области, в семье рабочих. С 1946 по 1951 гг. обучался мастерству в Днепропетровском художественном училище у таких выдающих педагогов, как Александр Семенович Куко (ученик Федора Григорьевича Кричевского, классика украинского модернизма), Николай Степанович Погребняк (творческая деятельность которого стала связующим звеном между реалистической школой дореволюционного и советского искусства), а также заслуженный деятель искусств Украины Михаил Никитович Панин (обучался мастерству у Ильи Ефимовича Репина).

После окончания художественного училища (в 1951 году) молодой живописец активно включается в творческую жизнь художников Днепропетровщины, находя время и для работы с талантливой молодежью в изостудии при Дворце пионеров Днепродзержинска (1951–1956 гг.).

…Мастерство Владимира Александровича росло с каждым годом, его полотна, воспевающие красоту родной земли, экспонировались на областных и республиканских выставках.

Основные черты пейзажа Владимира Александровича – отображение простора, величия и красоты природы. В душе он художник-поэт, на мольберте которого рождались как выразительные по цвету, так и эмоциональные, музыкальные, глубокие пейзажи. Любимые мотивы живописца – виды украинского леса, озёр, рек и гор. И это не просто изображения каких-либо мест, это прочувствованные и осмысленные впечатления. Особое место в его творчестве занимают лирические пейзажи Днепропетровщины и Полтавщины – мест, где родился и вырос художник: «Осенний дуб» (1969), «Река Орель» (1970), «Гречка цветет» (1973), «На окраине села» (1979) «Спелый хлеб» (1981).

Стремление живописца глубже передать красоту украинской природы, воспетой поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко, вылилось в многочисленные поездки на родину Кобзаря. Художник бывал здесь во все времена года, работал много и упорно в поисках новых вариантов живописных и образных решений: «Дуб Шевченко» (1962), «Кленки» (1958), «Три криницы» (1960). Эти же чувства видны и в его мемориальных пейзажах: «Дом, в котором жил мой земляк Л. И. Брежнев» (1985), «Памятник истории» (1970), «Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы» (1964).

Большое влияние оказали на Владимира Александровича творческие поездки, организованные Днепропетровским отделением Союза художников. В серии крымских пейзажей живописец запечатлел и изменчивую красоту черноморского побережья: «Ласточкино Гнездо» (1975), возвышенный горный «Крымский пейзаж» (1980). В этих работах отразилось умение Жугана передать неповторимый колорит тех мест, где ему довелось побывать.

…Когда в начале 60-х гг. Днепропетровск превратился в крупнейший индустриальный центр Украины, Жуган стал одним из основателей индустриального пейзажа, подойдя к трактовке промышленной среды по-особенному, увидев в ней эстетическую ценность. Талантливой творческой находкой художника стало создание индустриально-природного пейзажа в традициях соцреализма, но с использованием импрессионистической техники: «Новостройка Днепродзержинска» (1974), «Окраина города» (1958), «Новый район» (1972), «Черемушки» (1965).

Через индустриальные пейзажи Жуган выразил своё художественное осмысление вопроса «человек и окружающая среда в условиях технического прогресса»: «На строительстве Днепродзержинской ГЭС» (1960), «Канал Днепр – Донбасс» (1975).

Впечатленный размахом строительства, Владимир Александрович много раз посещал новые заводы. Результатом явились полотна, рассказывающие о великих переменах, происходящих в стране. Люди на индустриальных пейзажах Владимира Александровича находятся в трудовом ритме и в тоже время они так же, как и зрители, восхищаются грандиозностью происходящего. Жуган пишет индустриальный пейзаж не как репортаж со стройки, а как динамику движения, рождающую ощущение бодрости, энергии и душевного подъема. Индустриальный пейзаж принёс днепродзержинскому мастеру успех и признание на многих республиканских и международных выставках.

…За достигнутые успехи в области изобразительного искусства в 1964 Владимир Александрович Жуган был принят в Союз художников СССР. Он – первый живописец Днепродзержинска, удостоенный звания заслуженного художника Украины (2006). Его произведения хранятся в художественных музеях Днепропетровска, Донецка, Каменец-Подольского, частных коллекциях во многих странах мира.

Великий художник Жуган Владимир Александрович ушел из жизни15 сентября 2008 года, но его картины будут жить в веках, и новые поколения людей и живописцев, способных чувствовать и видеть прекрасное, смогут открывать перед собой все новые и новые чудесные глубины его творений.

Tags: ЖИВОПИСЬ, УКРАЇНА, пейзаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments