
Церковь Покрова на Нерли (Владимиро-суздальская школа, 1165 год)
До православного периода в истории русских земель, люди тоже возводили города, строили прекрасные здания, места проведения культурных и культовых мероприятий, но до IX века все они были преимущественно деревянными. С тех пор эти земли видели множество войн, а огонь, верный спутник войны, беспощаден к дереву, равно как и ко многим другим предметам культурного наследия. Но, тем не менее, на территории современной России существовали древние города, память о которых покоится в виде руин в слоях земли и открывается современникам по воле случая.

Храм Преображения Господня на острове Кижи
Деревянная архитектура традиционна для северных широт Руси, богатых лесами. Самые старшие сохранившиеся до наших времен памятники деревянной архитектуры, которая, к сожалению, достаточно недолговечна и легко разрушаема, датируются концом XIV века и представляют собой, в массе своей, шатровые храмы, которые выделяются в особый, не имеющий аналогий в зодческой традиции других стран, архитектурный тип, появившийся и получивший распространение исключительно в русском храмовом зодчестве. Своим название подобная архитектурная форма обязана использованию шатра — преимущественно восьмигранной пирамиды, венчающей сооружение.

Десятинная церковь в Киеве
История каменной архитектуры начинается на Руси после ее крещения князем Владимиром и знаменует собой появление первых монументальных построек, культового, разумеется, назначения. Одним из древнейших памятников той эпохи является Десятинная церковь в Киеве, которая была построена примерно к 989 году. Наиболее значимым сооружением данного периода принято считать Софийский собор в Киеве, возведенный в XI веке и являющий собой прекрасный пример византийской архитектурной традиции — пятинефный крестово-купольный храм, венчают который 13 глав. Стоит заметить, что официальная православная церковная традиция того времени была полностью сформирована на базе византийской, включая в себя и религиозные догматы, и архитектурные формы, и административную систему.

Софийский собор в Киеве
После дробления Древнерусского государства, еще до недавних пор именуемого Киевская Русь, очаги цивилизации и, как следствие, активизация драйверов культурного развития, в том числе и архитектурного, вспыхивали в различных княжествах земель русских, опекаемые наиболее прогрессивными из правителей того времени. Так, в XII—XIII веках на первый план вышло Владимиро-Суздальское княжество, активное развитие зодчества в котором началось под покровительством князя Юрия Долгорукого, продолжилось при Андрее Боголюбском и достигло своего апогея под началом Всеволода Большое Гнездо. Белокаменные постройки местных зодчих не только сохранили традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и оказались существенно обогащены благодаря использованию западноевропейских идей и элементов.

Успенский собор, Владимир
Параллельно, с конца XII века развивалась Новгородско-Псковская архитектурная традиция, центром которой стало Новгородское княжество. Древнейшей постройкой того периода считается Софийский собор в Новгороде, а в качестве эталона выступает церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде, форма здания которой представляет собой четырёхстолпную одноглавую постройку кубического типа. Для украшения использовались различные декоративные элементы и фрески.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе
Новгородская архитектурная традиция развивалась и после татаро-монгольского нашествия на Русь, начало которого датируется 1237 годом. Географическая удаленность Новгорода позволила существующей в то время Новгородской республике практически безболезненно пережить приход воинственных восточников — разорению подверглись лишь самые юго-восточные города государства, в то время как упомянутое уже Владимиро-Суздальское княжество, вместе со многими прочими «среднерусскими» княжествами, были сожжены куда более основательно. Собственно, от катастрофических последствий раздробленности и татарского ига местные государства начали приходить в себя лишь к концу XIV века, когда наблюдалось одновременное усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды, что вылилось в легендарную Куликовскую битву, в ходе которой объединенный русские войска под командованием Дмитрич Донского, пра-пра-правнука Александра Невского, одержали победу над армией татарского темника Мамая.

Церковь Спаса на Нередице
Вместе с тем, к концу XIV века можно констатировать тот факт, что сформировалась московская архитектурная школа. Один из практически полностью сохранившихся храмов, Успенский собор на Городке в Звенигороде, является прямым тому подтверджением, выделяясь среди прочих белокаменных московских церквей того времени изяществом пропорций и богатым декоративным убранством. В конце XV века, при князе Иване III московская архитектура испытывала небывалый подъем. Так, в 70-хх годах того века итальянский архитектор Аристотеля Фиораванти реализовал проект шестистолпного, пятиглавого, пятиапсидного Московского Успенского собор, построенного из белого камня и кирпича.

Московский Успенский собор
Архитектура XVI века в Русском царстве ознаменовалась проникновением формы «шатра» из деревянной в каменную архитектуру, что стало главным нововведением в архитектурной традиции данного периода. Известный ныне во всем мире архитектурный памятник того времени — Храм Василия Блаженного в Москве, основанный Иваном IV Грозным в честь захвата Казани и покорения Казанского ханства. Предполагается, что архитектором выступал неизвестный итальянский мастер, что объясняет гармоничное сочетание в структуре храма традиционно русских архитектурных черт и элементов, характерных для европейской архитектурной традиции эпохи Возрождения. Необыкновенная расцветка куполов храма символизирует Небесный Иерусалим.

Храм Василия Блаженного в Москве
В этот же период были построены Новодевичий монастырь и Троице-Сергиева лавра, также являющиеся выдающимися архитектурными памятниками XVI века.

Новодевичий монастырь в Москве
Начало XVII века в русском государстве было омрачено смутой, которая, впрочем, оказалась преодолена. В данный период развивается тип бесстолпного храма, а шатровые храмы, с подачи реформатора Никона строить перестают. Последним примером шатровых храмов из камня стала церковь Рождества Богородицы в Путинках, возведенная в характерном для того периода стиле русского узорочья, со свойственными ему затейливыми формами, многообразием декоративных элементов, сложной композицией и живописным силуэтом.
Во второй половине XVII века развитие архитектурных форм наблюдается и в других русских городах, например, в Ярославле, где была возведена живописнейшая Церковь Иоанна Предтечи. Можно вспомнить и про Ростовский кремль. Все это было предтечей господствовавшего на стыке XVII и XVIII веков русского барокко, о котором мы писали отдельно.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

Церковь Иоана Предтечи в Ярославле
В XVIII веке барокко сменяет классицизм, центрами которого становятся Москва и Санкт-Петербург. Таврический дворец, проект которого был разработан и реализован под руководством Ивана Старова — типичное классицистическое здание в Петербурге. Другим видным деятелем классицизма, а точнее ранней его формы, именуемой палладианством, был архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги, реализовавший такие, ставшие символами петербургского классицизма, проекты, как Александровский дворец, здания Смольного института и Академии наук. Другим шедевром архитектуры того периода стал комплекс зданий Адмиралтейства, архитектора Андреяна Захарова.

Казанский собор в Петербурге

Здание Смольного института
В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения и формируется имперский стиль — ампир, с его обязательным наличием колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, а также античных мотивов, воспроизводящих почти без изменений скульптурные образцы того периода — грифонов, сфинксов, львиные лапы и т. д. Эти элементы в ампире размещаются упорядоченно, с обязательным соблюдением симметрии и равновесия. Художественным посылом стиля, его массивных лапидарных и монументальных форм, богатого декора, содержащего в том числе и военную символику — является ссылка на былое величие Римской империи и Древних Греции и Египта, призванная подчеркнуть власть, богатство и могущество государства.
В конце XIX и начале XX веков зодчие в поисках новых форм обращают свои взоры в прошлое, к древнерусской архитектуре. В результате появляется «псевдорусский стиль» («русский стиль», «неорусский стиль»), характерный использованием архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества, воплощаемых на новом технологическом уровне. Монументальная простота — самая подходящая характеристика того периода. Основные архитектурные памятники данного стиля — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве.

Храм Христа Спасителя в Москве
В тоже самое время в России происходит зарождение таких стилей, как модерн, неоклассицизм и эклектика, которые, впрочем, так и не нашли своего воплощения в сколь бы то ни было значимых архитектурных памятниках — случилась революция, принесшая вслед за собой отказ от старых форм и активные поиски новых, что стало благодатной почвой для всевозможного авангарда, сформировавшего рационализм. Однако уже в 20-хх годах на сцену выходит конструктивизм. Для адептов рационализма во главе угла стояло психологическое восприятие здания, а конструктивистов — функциональность. Появляются также попытки реализации масштабных биоморфных проектов, таких как генеральный план «Новая Москва» Алексея Щусева, предполагающий развитие столицы, как огромного города-сада. Концепция, конечно, замечательная, вот только реализовать ее Щусеву не удалось, зато под его чутким руководством был построен Мавзолей, стиль которого ныне можно характеризовать как ар-деко.

Проект Дворца Советов
В середине 30-хх советские архитекторы стали обращаться к эстетике тоталитаризма, увлекаться стандартизацией и монументальными формами на грани гигантомании. Вообще, сталинская архитектура тесно переплетена с античными, ренессансными и барочными архитектурными традициями. После войны, в конце 1940-х — начале 1950-х в Москве появляются «сталинские высотки», явившие миру классический облик сталинской архитектуры — «сталинский ампир», как позже окрестят этот стиль. Но, необходимость большого количества доступного жилья способствовало развитию функциональной типовой архитектуры, яркими примерами которой являются пресловутые «хрущевки».

Триумф-Палас, Москва, современная интерпретация сталинского ампира
Собственно, из функцональной и типовой советская архитектура так и не выросла. Строительство простых и незатейливых архитектурных форм, в которых важнейшим была функциональность — главная фишка архитектуры пост-сталинского СССР. В то же время, большое внимание уделялось декоративным функциям, в частности была распространенной практика использования мозаики и барельефов даже на фасадах поликлиник и обычных панельных многоэтажек.
Современная архитектура России обращена взорами как к футуризму, так и в прошлое. Нет больше никаких рамок и ограничений со стороны государства, что, с одной стороны, дает возможность для реализации масштабных и амбициозных проектов, но с другой — толкнуло современных архитекторов в бездну коммерческой деятельности, которая сводится к тем самым пресловутым «панелькам». Хотя, надо отдать должное, что последнее десятилетие ознаменовалось выходом отечественной архитектуры из анабиоза и появлением таки в разных городах России интересных и красивых архитектурных форм.
Каким будет развитие данного импульса в будущем — можно лишь годать, но тенденции указывают на все большее увлечение широкими слоями населения различными «природными» проектами — созданием эко-поселений, пермакультурными усадьбами и прочими биоморфными проектами.
Стиль барокко расцвел буйным цветом в Европе в XVII веке, возникнув веком ранее в Италии, где местные мастера стремились возвеличить свою культурную значимость привнесением во все отрасли искусства некие излишества и вычурность, в том числе и в архитектуру.
Архитектура барокко
До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу» с изрядным запозданием, воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Но отставание в ракурсе времени было с лихвой компенсировано грандиозностью барочных построек городских и усадебных ансамблей столицы и прочих мест, облюбованных российской знатью. Кроме того, российское барокко, как и прочие инородные культурные веяния попадающие в страну, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко.

Храм Зна́мения Богородицы в Дубровицах, голицынское барокко
Отметим, что самоназвания архитектурных направлений барокко в России происходят от фамилий родов, покровительствовавших возведению наиболее знаковых сооружений данной эпохи, которые, разумеется, обладали собственными характерными особенностями. Вообще, отличие отечественного барокко от европейского можно в общих чертах проследить в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. Тогда как в Европе для облицовки применялся камень, русскими мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз ярким контрастным колером. В основном использовались красные, голубые, желтые и белые краски, а также их сочетания, а для кровли применялась белая жесть и различная позолота.
В декоре фасадов использовали орнаментную лепку, в которой отчетливо проступали элементы традиционного русского колорита. Западные зодчие, стремясь переплюнуть конкурентов, активно использовали мистические знаки и символы, что также не характерно для русского барокко, хотя, справедливости ради, иностранные архитекторы, возводившие усадебные имения для первых лиц империи в столице и ее окрестностях, все-таки прибегали к традиционно европейским приемам. Но в глубинке, куда барокко изначально просочилось стараниями боярина Льва Нарышкина, в отделке практически полностью преобладали местные традиции.
В упомянутой глубинке, собственно, стиль барокко воплощался в основном в проектах церквей и храмов. Среди знаменитых архитектурных памятников данного периода можно вспомнить церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани, Новодевичий монастырь, брянская Сретенская надвратная церковь при Свенском монастыре, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах недалеко от Подольска и многие другие храмы, построенные по типу «восьмерик на четверике». Нарышкинское барокко в архитектуре отличается ярусностью, центричностью, равновесием и симметрией, белыми элементами на красном фоне.

Церковь Покрова в Филях
Стиль барокко в архитектуре мест проведения церемониальных и светских мероприятий высших сословий подчеркивал могущество и благосостояние Российской империи тех лет. Не только внешнее, но и внутреннее убранство зданий не имело себе равных во всей Европе. Наиболее выдающимся архитектором того периода принято считать Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, представителя т. н. елизаветинского барокко. Среди его работ вспоминаются великолепные Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, Андреевская церковь в Киеве, Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь. Эти сооружения поражают своими масштабами и пышностью отделки.
Среди прочих архитекторов эпохи барокко можно выделить Михаила Земцова, Дмитрия Ухтомского, Доменико Трезини, Савву Чевакинского. Эти выдающиеся мужи оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Питере, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский. Среди прочих памятников периода барокко, можно вспомнить Петропавловский собор в Казани, Меньшиковскую башню в Москве, Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, Предтеченскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовню Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде и многие другие.

Екатерининский дворец
Царствование барокко в России оказалось не долгим. Стремясь угнаться за Европейскими веяниями, в середине XVIII века столичные, а после и провинциальные постройки стали приобретать черты рококо, а к последней четверти XVIII века на смену им и вовсе пришел классицизм, сменив роскошество и грандиозность, на рационализм, простоту и монументальность античных форм.


Андреевская церковь в Киеве

Зимний дворец

Зимний дворец, Иорданская лестница

Петропавловский собор, Казань

Смольный монастырь