Top.Mail.Ru
? ?

Предыдущий пост | Следующий пост

Искушение Иисуса Христа диаволом. Адеянов С.Я. Палех

Чу! Крыльев шум... и слуги сатаны

Рассеялись пред ангелами Власти.
И в нас самих, как бурей, сметены
Виденья зла, виденья темной страсти.
Шум крыльев, клик... Летят они, трубя,
Могучие, багряно-огневые.
Стремясь, гремят их песни грозовые.
Летят они, все грешное губя.
Спускаются, неправых строго судят,
И перед ними падаем мы ниц.
Они блестят, как множество зарниц,
Они трубят и души сонных будят.
Открыло им закон свой Божество,
Царь над царями грозно-величавый,
И в отблеске Его безмерной славы,
Шумя, кружатся ангелы Его.

Владимир Набоков

   Палех — всемирно известный центр лаковой миниатюры, имеет глубокую прочную связь с традициями средневековой религиозной живописи. На протяжении нескольких столетий местные мастера стремились к тому, чтобы сохранить древние технические приёмы, знание материалов и стилистических особенностей различных иконописных школ.
     В начале XVII века опыты палехских крестьян в иконописном деле были единичны и осуществлялись под влиянием возникших ранее соседних иконописных центров: Холуя и Шуи. В XVIII веке уже большинство палехских семей, а также жителей окрестных деревень, было вовлечено в процесс создания икон.


Никола с житием (в 38 клеймах). XVI в.


Богоматерь Казанская. XVII в. Палешане всегда считались лучшими исполнителями больших храмовых икон, а в XIX веке и стенных росписей. О местных иконописцах ходила слава как о больших знатоках древних или редких иконографических изводов. При этом палешане никогда не были педантичными переводчиками иконографических схем. Не нарушая их основы, в деталях они предпочитали следовать своим вкусам и пристрастиям, обогащая эмоциональное содержание образа. Подобная творческая инициатива позволяла палешанам создавать удивительно поэтичные и вместе с тем строгие, немногословные и возвышенные образы.

Не рыдай Мене, Мати. Балякин Илья. 1769 г.

Икона Воскресение Христово. XVIII в.

   В XVIII в. палехские иконописцы развили собственную стилистику, иконопись вышла за рамки простого копирования и художественного ремесленничества. XVIII столетие — время становления палехского искусства. Сохранились толковые подлинники, много лицевых, различные документы того времени. Судя по ним, Палех был далеко не тем селом, каким его представляли в литературе: «замкнутым в себе, в круге своей традиции, своего бытового уклада». (А. В. Бакушинский. Искусство Палеха. Л., 1978, с 18—21.) Палехские иконы стараниями местных офеней расходились во все концы России, а также за границу, в Сербию и Болгарию, в турецкие и австрийские владения. Роль офенства в развитии палехского искусства, несомненно, была очень велика. Офенство способствовало самому широкому знакомству палешан с иконописными традициями Москвы, Поволжья, Украины, Молдавии, Сербии, Болгарии.

рвая четверть XIX в.

Богоматерь Владимирская. Первая половина XIX в.

Тайная Вечеря. Середина XIX в.

половина XVIII в. Акафист Спасителю. Иван Балякин, Никита Буторин. Середина XVIII в. «Акафист Спасителю» середины XVIII в. – вершина палехского иконописания. Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Вторая половина XVIII — начало (первая четверть) XIX столетия — время расцвета палехского иконописания. Его иcкусство становится все более отточенным и виртуозным. Главное средство выразительности рисунков — линия. Ее проводили тончайшей (в несколько волосков) кисточкой. Линии настолько ровные и неизменно тонкие по всей длине, что кажутся прочерченными пером. Некоторые рисунки выполнены сажей и киноварью. Сочетание черного и красного цветов усиливает их декоративность. Несмотря на лёгкость и грациозность фигур, они отличаются материальностью, весомостью форм. Лики святых выразительны и эмоциональны. Но это не земная чувственность персонажей барочных картин, а едва уловимые переживания представителей горнего мира. Воздушность, живописность является характерной особенностью лучших произведений палехской иконописи. Также свободно, верными ударами кисти палехские мастера наносили детали орнамента, пробела, движки. Подобный артистизм, виртуозность освобождали работы палешан от налёта провинциального примитивизма. В палехских иконах, в отличие от икон других провинциальных центров, не было наивности и простодушия, как не было и стремления к украшательству. Эволюция палехского стиля на протяжении XVIII-XIX веков обусловлена влиянием на провинциальную иконопись приёмов светской живописи. В иконопись Палеха активно проникали элементы стилей, господствовавших в светском искусстве: сначала барокко и рококо, позднее – классицизма и академизма. В своём творчестве палехские иконописцы нередко опирались на источники западноевропейского происхождения, следуя вкусам заказчиков, среди которых было немало представителей дворянской аристократии и нового духовенства. Начиная с последней трети XVIII столетия в профессиональном искусстве появляется сознательный интерес к старым национальным традициям. Он отчетливо проявился в музыке, литературе, архитектуре, изобразительном искусстве. Для конца XVIII — начала XIX в. характерно пристальное внимание к лубку. Постепенно пробуждалась мысль, «что носителем национального своеобразия искусства является не образованный лишь слой общества, а народ в целом и что органичность художественного развития можно обрести, только осознав свою связь с народными и национальными традициями». Палех был живым носителем древних традиций. Иконописные подлинники первой половины XIX в. под влиянием классического академического искусства освобождаются от налета барочности; рисунок и орнамент обретают пластическую ясность и строгость, отточенную изысканность. Во второй половине XIX в. Палех известен как «гнездо» исконно русского национального искусства.

Богородица "Державная". Волков Илья, Ноговицин Петр. 1854, С-Петербург. Палехская школа

Спас на престоле. Волков Илья, Ноговицин Петр. 1854. С-Петербург. Палехская школа

Отечество. Волков Илья, Ноговицин Петр. 1855 г.

Богатейшие традиции древнего иконописного промысла живы и сегодня. Современные палехские художники активно участвуют в деле возрождения русской иконописи. Палеху, как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей древнерусской живописи, в этом процессе отводится особая роль.

Николай угодник с житием. Мастерская ЛИК. Палех

Троица Ветхозаветная. Мастерская ЛИК. Палех

Святая Троица. Мастерская ЛИК. Палех

Деисус. Мастерская ЛИК. Палех.

Богородица Владимирская. Мастерская ЛИК. Палех

Образ Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших". Мастерская ЛИК. Палех

Образ Богородицы "Державная". Мастерская ЛИК. Палех

Cвятой благоверный царь Федор Иоаннович. Мастерская ЛИК. Палех

Богородица Феодоровская. Мастерская Лопатина и Кузьменкоа и Кузьменко.

Святой преподобный Сергий Радонежский. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Алексий человек Божий. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Артемий Антиохийский. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Александр Невский. Мастерская Лопатина и Кузьменко.

источник:

http://art-ikona.ru/about-us/kolesova.htm

https://obiskusstve.com

Метки:

Комментарии

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
marisok56
2 авг, 2020 11:41 (UTC)
Есть картина "Спас в незабудках", или с незабудками, в этом стиле. Посмотреть бы..
li_ga2014
4 авг, 2020 12:32 (UTC)
Более подробной информации нет? Утонула в материале,но с таким названием нигде не упоминается.
marisok56
5 авг, 2020 08:30 (UTC)
Её автор Яръ Пикулѣвъ, он упоминал о картине в передаче по радио у Славы Борецкого (на радио Культура - "Действующие лица"), страница ВКонтакте https://vk.com/yarushny. Красивые вещи делает. Даже он есть на ресурсе Ярмарка Мастеров, но страница пустая. Я ему написала ВК - он прочитал, но не ответил. Творческая личность, чё ж..)
li_ga2014
5 авг, 2020 13:53 (UTC)
Должна признать,порывшись изрядно на многих сайтах,
которые я указала сегодня в конце поста о его творчестве,я не отследила эту работу .Возможно,она давнишняя и продана в частную коллекцию.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

На странице

Комментарии

  • li_ga2014
    11 апр 2024, 15:03
    ОГО, дивовижні роботи
  • li_ga2014
    26 мар 2024, 08:28
    А ничего, что из-за этих "царапин" точно так же погибли люди? Обвиняете Россию в терроре, но при этом оправдываете почти такие же действия, в то время как невинные люди есть с обеих сторон. И чем вы…
  • li_ga2014
    25 мар 2024, 18:27
    Вам спасибо))
  • li_ga2014
    25 мар 2024, 17:28
    Не проще ли соседа изолировать ? Мне так жаль,что вы закрыли комменты,не знаете ,сколько у вас единомышленников .Как вы правы в своих сообщениях)))Четко,ёмко,лаконично,всё в точку. Я вам признательна…
  • li_ga2014
    25 мар 2024, 17:18
    И это пздц на самом деле( Это как иметь рядом соседа - псих.больного и жить в ожидании, когда газ откроет, весь дом подзорвет. Или просто под дверь насрет, потому что у него накипело(
Разработано LiveJournal.com