
православные отмечают важный праздник –
Благовещение
Благовещение входит в число двенадцати важнейших праздников православия и является третьим по значению праздником после Пасхи и Рождества Христова. Церковь установила празднование Благовещения в IV ст. после того, как самостоятельно начали отмечать Рождество Христово.
Празднование Благовещения не отменяется, даже если праздник приходится на Пасху, и пост ради него ослабляется.
Говорят, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева, а потому только после Благовещения можно было начинать полевые работы.
В целом на Благовещение категорически запрещалось делать какую-то работу: "птица гнезда не вьет, девица косы не плетет".
религиозный сюжет вдохновил великих на прекрасные живописные полотна,
которые отследила с описанием.
Благовещение
- Леонардо Да Винчи.
Около 1472. Дерево, масло, темпера. 98х217
Благовещение
- Сандро Боттичелли.
1485. Дерево, темпера. 19,1x31,4
В этой небольшой по размеру картине Гавриил, явившись Марии, все еще летит, что видно не только по его трепещущим крыльям и белому шлейфу, который раздувается за спиной, но и по тому воздуху, который наполняет одежду архангела. А Мария, хоть и склонилась на одно колено, словно стоит на воздушной подушке, которая несет Ее к вестнику. Этот полет навстречу друг другу зрительно приостанавливает лишь колоннада со светлой драпировкой, разделяющая персонажей. Движение чувствуется и в ангельском одеянии, складки которого ложатся причудливыми волнами, и в струящейся белой занавеси у колонн, но оно несколько сдерживается строгой архитектурой интерьера. Цвета у художника глубокие, но тоже воздушные. В плаще Марии - насыщенная голубизна небес и морей (в Италии Богоматерь еще и покровительница моряков). Чувство цвета у Боттичелли было настолько тонким, что одних оттенков белого в картине множество: цвет ангельского одеяния, крыльев, лилий, мраморной колонны или драпировки разный. И все краски живописца - словно промытые, новые, никем еще не использованные. В его картинах всегда царит утро.
Благовещение
- Джорджо Вазари.
1564-1567. Дерево, масло. 216х166 см
В этом полотне Вазари использует ставший каноническим для живописи библейский мотив — явление архангела Гавриила Деве Марии с известием о ее непорочном зачатии. Картина — яркий образец маньеризма — сложные очертания образов, обилие драпировок, замысловатые позы, множество символов. Все эти детали характерны для работ в этом стиле и для творчества художника этого периода. На полотне изображены две крупные фигуры — Дева Мария в свободно драпирующихся развевающихся одеждах и женоподобный светловолосый архангел с золотыми крыльями, преклоняющий колена перед будущей Богоматерью и держащий в руках ветку цветущей лилии — символ невинности. Оба персонажа запечатлены на темном фоне, благодаря чему рельефно выступают из темноты и кажутся воздушными и легкими. Свет падает на них спереди, со стороны зрителя, и исходит сверху, от парящей над ними голубки — символа Святого Духа. Обращает на себя такая деталь, как место, где встретились Мария и посланец Бога. Это типичная комната эпохи Возрождения, с каменным порталом двери и пышным бархатным балдахином кровати, на которой сидит Дева Мария. Это также характерно для живописи той эпохи, которая использовала современный антураж для изображения давно прошедших событий.
Благовещение
- Паоло Веронезе.
1578. Холст, масло. 271х541
«Благовещение» было написано для Скуолы Деи Мерканти (ее герб - рука, благословляющая крест - сияет в середине композиции, над аркой), здание которой и сегодня находится близ церкви Мадонны дель Орто. Первоначально полотно составляло центральную часть триптиха, его боковые холсты изображали Монохромные аллегорические фигуры Милосердия и Beры (сегодня - в Национальной библиотеке Святого Марка в Венеции). На базах колонн помещены гербы заказчиков полотна - семейств Кадабраццо и Копони. Композиция строится как театральное представление в декорациях с архитектурной перспективой. В глубине анфилады - маленький храм, словно втягивающий в себя великолепное пространство и напоминающий церковь Санта - Мария Новелла в Виченце, городе Андреа Палладио, не только великого зодчего, но и создателя великолепных сценографических иллюзий, прославивших на весь мир городской Театро Олимпико.