Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк

Художник Эдвард Мунк

12 декабря 1863 -23 января1944

Норвегия

в семье  военного врача, появился на свет известный живописец, теоретик искусства Эдвард Мунк.
Когда мальчику было 5 лет, от туберкулеза скончалась  мать и  пятнадцатилетняя сестра.
Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.



Больная девочка - Мунк. 1886. Холст, масло. 119,5х118,5

пожилая женщина склонила голову у постели больной девочки. Героиня, бледная рыжеволосая девочка, словно излучает свет. Создается ощущение, что мы наблюдаем, как сама жизнь покидает хрупкое детское тело.


Обилие черного цвета подчеркивает трагизм и неотвратимость надвигающейся смерти. Несколько цветовых акцентов оживляют мрачную комнату, но общая атмосфера работы довольно тяжелая.

   На этом фоне взгляд больной, мягкий, спокойный, покорный - заставляет зрителя остро ощутить все страдания ребенка, его непонимание происходящего.









Смерть сестры, пережитая очень тяжело, заставила художника несколько раз обращаться к теме смерти, рассматривая ее в разных аспектах.Автор выбрал для модели девочку, которую увидел случайно, посетив больного вместе с отцом. Там его поразила 11-летняя сестра больного, утешавшая его со слезами на глазах. Художник был настолько ошеломлен состраданием и добротой ребенка, что позже использовал "лицо" девочки для нескольких своих картин, среди которых эта - самая известная.

  В 1889 году, достигнув возраста 26 лет, Эдвард открывает выставку своих личных работ, после чего он переезжает в Европу. Выставку художника в Германии закрыли досрочно, так как его работы сильно раскритиковали. В Берлине Эдвард находит музу, которая является супругой его друга, польского писателя Пшибышевского. Ее образ отражен в картинах «Мадонна», «Поцелуй», «Ревность» и др.



Поцелуй - Эдвард Мунк. 1897. Холст, масло. 99х81



Мадонна - Эдвард Мунк. 1894. Холст, масло. 90х68,5

Фигура героини пластична и округла, живот подчеркнут особенно, руки схематичны, они словно исчезают за полупрозрачным фоном. Всякий может заметить неоспоримое сходство "мадонны" с античными скульптурными образцами, послужившими источниками для работы.

   Вся фигура героини окружена неким сиянием. Создается ощущение некоего внутреннего сияния, магического, загадочного. В цветовом смысле автор очень скромен: оттенки желтого, фиолетового, вкрапления белого и небольшие пятна красного.
   Максимальное очеловечивание образа Девы Марии, попытка показать ее земное, человеческое величие - вот главная задача, которая стояла перед автором.



Ревность - Мунк. 1895. 67x100 см

Черно-белая гамма делает работу лаконичной, стройной и выразительной. Мастер словно не желает отвлекать зрителя от темы работы. Он нарочито концентрирует внимание на самой сути.присутствие героя, полубезумные глаза которого ярко и выразительно демонстрируют всю сложную структуру ревности, ее губительное влияние на личность.


Лето 1889 года стало не менее важным для художника. В этом году Мунк арендовал небольшой дом в Осгордстранде, но не прошло и года как здесь же Эдвард приобрел собственный дом. На протяжении 20 лет, художник каждое лето посещал свой очаг. С его слов становится очевидным, что это было его любимое и единственное место, которое наполняло его силами и вдохновением. Мунк говорил, что гулять по Осгордстранду это то же самое, что гулять среди собственных картин.

   В 1890-х годах Мунком написан ряд картин о любви и смерти. В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка - «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме.





Крик - Эдвард Мунк. 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5



Образец экспрессионизма
сюжет картины - плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу. За всеми мудрствованиями пропадает главное - эмоции, которые вызывает эта картина, атмосфера, которую она передает и идея, которую каждый зритель может сформулировать для себя самостоятельно.
Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека, притягивает внимание зрителя в первую очередь. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием.. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности.

   Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой,
в одной работе используя и масляные краски и темперу.Фактически два цвета - красный и синий, а также смешение двух этих цветов - и создают всю работу. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы наполняют композицию энергией и драматизмом.эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники.создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.


В 1900-х годах Эдвард стал жертвой неудачного романа с молодой особой из богатой семьи, которая была без памяти влюблена в художника. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. В итоге для подогрева чувств друзья подшутили над художником, сказав, что девушка умерла и показали художнику ее тело. Эта неудачная шутка привела к конфликту, в котором Мунк повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. После еще нескольких ссор, в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев.

   После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки крупные, цвета яркие.

   Когда художнику было около 60 лет, у него произошло кровоизлияние в правый глаз, что крайне негативно повлияло на его работу.

   Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет.

   Скончался художник на 80 году жизни в Норвегии, неподалеку от Осло.





Девушки на мосту - Эдвард Мунк. 1901. Холст, масло. 136х125,5

Работа выполнена в характерной для Мунка манере. Пластичные линии словно перетекают одна в другую, создавая ощущение мягкости и теплоты.

   Дорога, убегающая за пределы картины, как символ временности и "непрочности" сюжета. Автор пытается намекнуть на будущее.




Звездная ночь - Эдвард Мунк. 1922. Холст, масло. 140х119
Звездный свет переходит в свет электрический, дополняя и преобразуя его, гармонично объединяясь.

   Работа наполнена уютом и задумчивостью, которая присуща всякому, кто увлечен звездным небом, видя в нем источник вдохновения и раздумий.



Вечер на улице Карла Юхана - Эдвард Мунк. 1892. Холст, масло. 84,5 x 11 см

Полотно несёт в себе множество философских посланий, высказанных от лица самого автора. Это он, Мунк, представленный в виде худого тёмного силуэта, одиноко бредёт навстречу толпе, навстречу пустым лицам, бездушным людям. Тема одиночества, разобщённости представлена в работе очень остро и эмоционально.

Судьбу Мунка сложно назвать счастливой историей – смерть близких людей, крайняя впечатлительность, неудачи на любовном фронте и, наконец, неоднозначная оценка его творчества при жизни, ведь многие критики откровенно ругали живописца, обвиняя работы в недописанности, незаконченности.насколько одиноким был автор, раз из-под его кисти выходили столь пронзительные полотна.






Два человека. Одинокие
Эдвард Мунк
1905
«Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви».
Эдвард Мунк.
Более 7600 рисунков Эдварда Мунка, многие из которых ранее не были известны, ныне доступны в интернете для неограниченного использования.


Tags: экспрессионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments