

Дом арх. Городецкого,

богато декорированный и украшенный двумя скульптурными группами, в этом отношении является благодатным объектом для исследований
Владислав Городецкий построил в центре Киева африканский горный массив с горным озером на его вершине и водопадом омывающем ступени парадного подъезда. Об африканском вельде говорят многочисленные слоны, газели и носороги на фасадах дома. Рыболовецкие снасти на углу дома Городецкого, ряска на фризе и девушки с рыбами наводят на мысль об озерной глади, да и калла, цветок которым украшены стены дома, растение африканское, растущее вдоль берегов рек.
Открыв дверь парадного подъезда и войдя в фойе дома посетитель оказывался на дне озера. Осьминог спускающийся с потолка и рыбы в межкомнатном пространстве создают нужное впечатление. Даже само расположение дома — над обрывом, должно было по замыслу Городецкого усиливать впечатление: дома — африканская гора
На стенах дома находятся бетонные головы носорогов, жирафов, львов, крокодилов, антилоп и прочих африканских зверей. Бетонные хоботы слонов, свисающие над тротуарами, использовались в качестве водосточных труб. На крыше расположились гигантские жабы, морские чудовища и нереиды с цепями вместо волос. На крыше используется высокий парапет, что позволяет практически полностью скрыть кровлю.
Внешний вид «Дома с химерами» породил ряд легенд, которые можно встретить в газетах и путеводителях.
Согласно первой легенде, Городецкий построил этот дом в память о своей дочери, которая покончила жизнь самоубийством, бросившись в воды Днепра то ли из-за семейной ссоры, то ли из-за несчастной любви, от этого в оформлении так много морских мотивов.
Вторая легенда гласит, что Городецкий построил дом, заключив с известными архитекторами Александром Кобелевым и Владимиром Леонтовичем пари, что он за два года сможет построить здание, используя новые по тем временам материалы: цемент и бетон. На что Александр Кобелев сказал ему:
Через два года Городецкий представил архитекторам свой дом и выиграл пари«Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея.»

Согласно третьей легенде, перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, банкротились — их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались














, миланский скульптор Элио Саля, оставивший свою подпись «E. Sala. 1902» под скульптурной композицией борьбы львицы и орла.
Элио Саля
итальянский скульптор, мастер декоративной скульптуры и портретист; с конца XIX ст. работал в Киеве вместе с братом Эудженио и архитектором В. В. Городецким; в начале XX в. преподавал в Киевском городском училище
Миланец Элио Саля был приглашён из Италии в Петербург оформлять Великокняжеский дворец на набережной Мойки. После окончания двухлетних работ в Петербурге он узнал о проекте оформлени
Украинского музея изобразительного искусства в Киеве
. Эскизы итальянского мастера были признаны лучшими, и в 1897—1905 гг. он выполнил из бетона горельефный фронтон «Торжество искусства» на фасаде музея и статуи львов. В 1898—1899 гг. Элио Саля декорировал скульптуры на новом костёле.
.Саля оформлял построенную по проекту того же В. В. Городецкого караимскую кенасу (Ярославов Вал, 7)
и Дом с химерами
(ул. Банковая, 10). В качестве декоративных элементов при оформлении последнего он использовал изображения животных (головы слонов, оленей, носорогов, гигантских жаб), рыболовецких сетей среди волн.
Среди прочих работ мастера — декор здания Национального банка Украины (1902—05),
Николаевский костёл,
главный корпус Киевского политехнического института,
Национальная опера Украины
и др., а также римско-католический костел Воздвижения Святого креста в Фастове.
В 1914 году скульптор навсегда покинул Киев.