Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Юрий Юровский об афере века / Тиара Сайтоферна


на выставке в музее Mucem в Марселе ,которая проходит с 25 апреля по 10 сентября 2018 г



экспонируется

Тиара Сайтоферна

факты:
"приписываемая скифскому царю Сайтаферну и приобретённая Лувром в 1896 году, но оказавшаяся подделкой.

Была сделана по заказу одесских торговцев антиквариатом Гохманов одесским ювелиром Израилем Рухомовским в 1895 году и выдавалась Гохманами за работу мастеров причерноморского античного греческого города Ольвии, которую они сделали в подарок скифскому царю Сайтаферну в качестве выкупа

Тиара вошла в историю искусства как одна из самых знаменитых музейных подделок и с 1970-х годов сама стала объектом фальсификаций.
Диаметр и высота золотой тиары 18 см; изображения сцен из древнегреческой мифологии. На древнегреческом языке сделана надпись: «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Совет и народ Ольвии».Тиара была приобретена Лувром в 1896 году за огромную по тем временам сумму в 200000 франков (50000 рублей).
Качество работы было столь высоким, что директор Лувра Кемпфен, руководитель отдела античного искусства де Вильфос и ряд крупнейших учёных Франции: Рейнак, Мишон, Бенуа, Молинье — безоговорочно признали тиару подлинной. Тиара была куплена, на что потребовалось специальное разрешение парламента Франции, и выставлена в зале античного искусства. Однако вскоре появились сомнения


Вскоре

выяснилось, что настоящий автор работы — Рухомовский. Он приехал в Париж и привёз рисунки и формы тиары для доказательства собственной работы. Кроме того, он соглашался по памяти повторить любой фрагмент тиары. К ответственности он не был привлечён, так как не продавал эту тиару в Лувр и, более того, его наградили золотой медалью «Салона декоративных искусств»Тиара по-прежнему хранится в Лувре в отделе декоративных искусств. В 1997 году Музей Израиля в Иерусалиме экспонировал тиару в рамках выставки, посвящённой Рухомовскому. В 1998 году тиара выставлялась также в Музее искусств в Атланте."

Юровский Юрий Георгиевич:


"Идея мистификации принадлежит некому Шепселю Гохману и его брату, жившими в конце 19 века в городе Очакове. Предприимчивые братья занимались подделками античных артефактов, якобы найденных на месте античного греческого полиса Ольвия, располагавшемся в 30 км от Очакова на берегу моря.В феврале 1896 года Шепсель явился в Императорский венский музей и выложил его служителям набор великолепных золотых вещей: колец, серег, фибул, якобы купленных у археологов на раскопах Ольвии. Дав насладится музейщикам видом «антиков», под занавес демонстрации достал из потертого портфеля настоящий шедевр, изготовленную из чистого золота коническую корону (тиару), заявив что она найдена в раскопе могилы скифского царя Сайтоферана и его жены
 Корона Сайтофкрана
Корона была изготовлена из тонкого листового золота, имела высоту 17,5 см и вес около трех килограмм. Её украшали несколько расположенных параллельно поясов искусной чеканки и рельефной выколотки со сценами Илиады и подвигов Ахилла. На короне также была надпись на древнегреческом языке гласившая: «Царю великому и непобедимому Сайтоферану Совет и народ ольвиополитов».

        Согласно ряду письменных греческих источников Сайтоферан был исторической личностью и неоднократно облагал данью богатый греческий полис Ольвию.Руководство Венского музея не смутило то обстоятельство, что корона была вывезена из России незаконно. Даже шум поднятый российскими и европейскими газетами их не остановил. Заключению сделки помешала непомерно высокая цена, запрошенная Шепселем. Гохман направился в Париж и предложил свою «находку» Лувру. Ослепленные красотой короны французы были готовы купить её, но Лувр такой суммы тоже не имел. По его запросу, деньги выделил парламент Франции. Гохману заплатили двести тысяч золотых франков и он исчез со сцены. Немного позже все-таки было доказано, что корона является подделкой. Вычислили даже гениального ювелира, который её изготовил. Им оказался одесский еврей Израиль Рухомовский. Надо отдать должное изобретательным галлам. Они не убрали корону из экспозиции Лувра, а просто переместили её из античного отдела в Музей современного прикладного искусства.  Как-то в конце семидесятых годов в квартире моего соседа и друга, известного ювелира организовалась пьянка. Поводом послужило то обстоятельство, что Государственный Эрмитаж купил у моего друга несколько ювелирных изделий для своей экспозиции. Это и честь мастеру и международное признание. Компания подобралась соответствующая: ювелиры, искусствоведы, художники. Кто-то в разговоре упомянул Рухумовского, и тут аудитория взорвалась. Одни называли его жуликом, другие защищали, считая непревзойденным мастером. По ходу спора я выяснил для себя массу интересных вещей.

              С точки зрения искусствоведов композиция изделия, стиль и выбор сюжетов были безупречны. Собственно это была не имитация, а самостоятельное произведение искусства на уровне лучших образцов античной тематики. Не зря многие специалисты того времени «купились», посчитав корону античным подлинником. Всплыло еще одно интересное мнение профессионалов. Они считали, что античные ювелиры знали некоторые секреты изготовления вещей, ныне утерянные. При древней технологии пайки некоторые приемы невозможно повторить и сегодня. Приводили такой пример, как пайка шариков на готовое изделие. И тут оказалось, что все не так просто.Я много раз наблюдал, как работает сосед. Шарики он заготовлял в прок. Делалось это так. Расплавленное серебро каплями лили в банку с маслом. Там эти капли застывали принимая форму правильной сферы. Из мелких капелек получались маленькие шарики, из больших капель – крупные. Далее шарики припаивались на шинку кольца или элемент кулона, броши. Под шарик помещалась крошка припоя, имеющего более низкую температуру плавления, чем изделие. Состав припоя определялся эмпирически. Пайка производилась газовой горелкой, причем надо было нагревать не только сам шарик с припоем, а обязательно все изделие. При нагреве надо было уловить момент, когда припой расплавлялся. Об этом свидетельствовал мгновенный блеск, подобный искре. После чего нагрев надо было мгновенно прекращать. Малейшее промедление губило все изделие. Так вот ювелиры говорили, что припаять одновременно два шарика можно, а вот три не получается никак. Хоть тресни, не паяются и все. А вот античные ювелиры, не имея газовых горелок и прочих современных приспособлений, умели это делать. Независимо от материала, будь то серебро, золото или бронза. Якобы хитрый еврей Рухомовский разгадал эллинский секрет, никому не передал и унес этот его в могилу.то что Рухомовский был несомненным мастером – отмечали все. Многие современники, включая Карла Фабеже считали его величайшим ювелиром всех времен. И так ли уж важно сделана была корона Сайтоферана не во втором веке до нашей эры или в конце 19 века – главное это произведение искусства.В конечном итоге Рухомовский перебрался в Париж, где умер в 1936 году, на 77 году жизни. Тем самым он избежал ужасов гражданской войны в России, еврейских погромов и прочих катаклизмов.  Работы Торвальдсена хранятся во всех известных музеях мира. Работы Рухомовского практически все находятся в частных музеях. И только три из них попали в музей Фаберже. Когда в 1951 году в Тельавиве попытались организовать персональную выставку работ Израиля Рухомовского, то смогли собрать всего 80 вещей (из 160 ему приписываемых) – почти все из коллекции Рейтлига, покупавшего вещи как античные подлинники."

Июль –Август 2016г.
© Copyright: Юрий Юровский, 2018
Свидетельство о публикации №218042801462

статья печатается с незначительными сокрашениями


P. S


в апреле 2014-го, в Одессе на доме по улице Осипова, где жил и работал выдающийся мастер, открыли мемориальную доску .



летом 1997 года, тиара Сайтоферна наряду с еще 70 уникальными произведениями Рухомовского из музеев и частных коллекций Парижа экспонировались в одном из музеев Израиля. Там же был выставлен другой шедевр ювелира — «Саркофаг со скелетом». Девять лет трудился над ним автор, задавшись целью выразить мысль о бренности нашей жизни и земного счастья, о «суете сует». В золотом миниатюрном саркофаге со сценами, символизирующими разные этапы человеческой жизни, помещался скелет длиной около 10 сантиметров, состоявший из 167 золотых костей, в точности имитирующих натуральный человеческий скелет. На выставке в Париже в 1903 году за эту работу Израиль Рухомовский был награжден золотой медалью.

самым ценным предметом в коллекции

в Mузее Фаберже



является колье со сценами античной жизни. Здесь на лицо стилистическая схожесть с тиарой Сайтафарна. На внешней стороне колье, как и у тиары, три фриза, верхний из которых украшен декоративным растительным орнаментом. На среднем фризе по всей его длине изображены сцены скифской жизни, выполненные способом чеканки и сходные по своим мотивам со сценами на тиаре



. В центральной части колье расположены два сфинкса, внизу выбита фраза на греческом языке. Вдоль оси симметрии нижнего фриза находятся два грифона, от которых в стороны расходится орнамент в виде виноградных лоз, выполненных методом «прорезной объёмной» чеканки с последующей завальцовкой обрезных краёв


.газета «Одесские новости» опубликовала стихотворение:

Какой скандал, весь новый свет
Взволнован беспримерно,
И воспевает хор газет
Тиару Сайтоферна.
Большой скандал в Европе всей
Наделал много шуму,
Дал за тиару Лувр-музей
Громаднейшую сумму.
И вслед за ним молва пошла,
Раздался голос прессы.
Тиара сделана была
Гравером из Одессы.

Последние 30 лет жизни Израиль Рухомовский провел в Париже. Работал реставратором в Лувре, позже стал востребованным ювелиром.
спасибо Иосифу Гальперину /   i_galperin,- за подсказанную тему публикации.
Tags: ювелирное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments