Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Календарь дат / польский художник Яцек МАЛЬЧЕВСКИЙ



Jacek Malczewski
15 июля 1854, Радом — 8 октября 1929, Краков
представитель модернизма ,

родоначальник символизма в польской живописи рубежа XIX–XX веков.



Меланхолия  1890-1894
Хоровод рожденных творческим воображением фигур заполнил пространство его мастерской в ключевой для творчества автора картине-манифесте «Меланхолия. Пролог. Видение. Последний век в Польше» (1890–1894). Здесь авторская фантазия подчинена историософскому взгляду, суммирующему историю векового порабощения и яростных восстаний; художник рассказывает о героизме и страдании поляков, а также о летаргическом сне и апатии, в которую в итоге погрузился народ. Символическая многоплановость произведения дополняется противопоставлением душного помещения мастерской и светлого пейзажа за ее окном. Две эти сферы разделены непреодолимым барьером —подоконником, который какой-то тайной силой отталкивает толпящихся представителей разных социальных классов и профессий, мальчиков, юношей и стариков, которые олицетворяют трагизм людского существования и одновременно цикличность жизни индивидуума, квинтэссенцию истории и бренной земной жизни. Доступ к полной жизненных сил природе — которая является здесь параболой будущего, свободы и счастья — сторожит таинственная фигура в черном: то ли смерть, то ли пророк, то ли визионер. Здесь Мальчевский мастерски сочетал патриотические и исторические смыслы с экзистенциальным содержанием, одновременно акцентируя самоценность произведения, отражающего суть искусства и призвания художника-поляка.



Siberian Wigilia
1892

Один из наиболее выдающихся деятелей в истории польского искусства. В начале 90-х годов XIX века инициировал возникновение в живописи периода «Молодой Польши» символизма, способствуя тем самым возрождению традиций романтизма. Решающее влияние на формирование мировоззрения и личности Мальчевского оказал его отец Юлиан, который привил сыну идеи патриотизма и национального мессианства, наиболее полно выразившиеся в польской романтической литературе.



Дьявольский круг (1895-1897)

Кружащие в буйном хороводе фигуры, с одной стороны, купающиеся в сфере света, а с другой погруженные во мрак — это сошедшие с полотен актеры из живописных спектаклей Мальчевского, поразительно реальные благодаря иллюзионизму художественной формы и одновременно ирреальные из-за абстрактного пространства картины. Этот хоровод передает внутренний дуализм творчества художника, показывающего как витальность человеческих инстинктов, так и трагедию истории, основанной в равной степени на интуитивном познании и на интеллектуальной рефлексии. Хоровод олицетворяет собой антиномию радости и боли, именно они дают начало искусству и именно искусство способно их примирить.



'Portret Karola i Małgorzaty Lanckorońskich


Насыщенное эротическими подтекстами экзистенциальное направление творчества Мальчевского в 80-х годах дало начало циклу «Русалки» (1887–1888), в котором нашла отражение приверженность автора национальной традиции, его увлечение народными сказками и легендами.




«Святая Агнесса», 1920–1921

Мальчевский периодически жил в Париже, Мюнхене (1885–1886, 1893) и Вене (1914–1916), периодически выезжал в Италию (1880, 1890), Грецию и Турцию (1884 — в качестве графика-документалиста археологической экспедиции, организованной Каролем Ланцкоронским), но при этом черпал вдохновение главным образом в польском искусстве, фольклоре и польской традиции, дополняя их мифологическими и библейскими мотивами в своей оригинальной интерпретации. Искусство Мальчевского было вполне самостоятельным, оригинальным и самодостаточным, но при этом отражало тенденции, присущие европейскому символизму, специфическим образом затрагивая характерные для fin de siècle темы.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/62/Malczewski_Jacek_Asnyk_z_muza.jpg

Портрет Адама Асныка с музой

Благодаря своим высоким художественным достоинствам его работы получали высокие оценки и завоевывали престижные награды на международных выставках в Мюнхене (1892), Берлине (1891) и Париже (1900).




Портрет Станислава Виткевича

Все живописное творчество Мальчевского — это несколько схожих по форме тематических циклов, которые сосуществовали, взаимно обогащались и заимствовали мотивы.



Польский Гектор

Еще в 70-х, во время пребывания художника в Париже, у него родилась идея создания серии картин патриотическо-мартирологической направленности


Malczewski Jan Kasprowicz.jpg

Jan Kasprowicz

эсхатологическая тематика неразрывно связана с историко-патриотическим мотивом

Jacek Malczewski - Polish Hamlet - Google Art Project.jpg

Polish Hamlet

Автопортреты — отдельное и богатое направление в творчестве Мальчевского. Собственные изображения автора, написанные в реалистической манере в окружении его привычных героев — Элое, Елены, муз, медуз, фавнов, химер и девушек в фольклорных передниках — изображенных в той же иллюзионистской манере, что и фигура самого художника — развивают  самоценный мотив, говорят об искусстве, о творческом акте и силе творческой фантазии
Кульминацией автобиографического, «мемуарного», осмысляющего прошлое направления творчества Мальчевского, стал цикл «Моя жизнь» (1914–1920)



Христос перед Пилатом
1910




Jacek Malczewski

Jacek Malczewski.PNG

родился в бедной семье, получил домашнее образование. В 1867 году уехал в имение своего дяди, где прожил несколько лет. В 1871 году переезжает в Краков, где учится в гимназии и посещает занятия в местной Школе изящных искусств (позднее — краковская Академия). Преподавал Мальчевскому художник Ян Матейко, убедивший талантливого юношу поступить на курс живописи, продолжением которого стала учёба в парижской Школе изящных искусств. После возвращения на родину Я.Мальчевский — профессор краковской Академии (в 18961900 и в 1912—1921 годах). Художник много путешествовал, посетил Германию, Австрию, Италию, Францию, Грецию, Турцию. В 1897 году вступает в краковский союз художников.

Мальчевский участвовал во многих зарубежных выставках, в частности, в Мюнхене (1890–1898), Берлине (1891, 1896, 1913), Санкт-Петербурге (1899), Чикаго (1893), Париже (1900, 1921), Вене (1902, 1915, 1918), Лондоне (1906), Венеции (1914) и Брюсселе (1928).

Умер 8 октября 1929 года в Кракове и был похоронен в крипте заслуженных в церкви святого Станислава


.Вначале в творчестве Мальчевского преобладали пейзажи, портреты и картины на историческую тематику в стиле романтизма, преимущественно в тёмных тонах. Он находился под влиянием творчества художника Артура Гротгера. В 1890 году заинтересовался символизмом краски на его полотнах светлеют и становятся более «живыми». Исторические работы Я. Мальчевского — о трагической судьбе его Родины, однако художник обращается и к автобиографической, и к символической темам. Мастер написал ряд автопортретов в различных облачениях (как художник, как рыцарь и прочее). Патриот Польши, Мальчевский своим «Польским Гамлетом» создал образ Польши со связанными руками.

http://gallerix.ru/storeroom/469067035/
http://www.staratel.com/pictures/surreal/malchevski/main.htm
https://culture.pl/ru/gallery/kartiny-yaceka-malchevskogo-galereya
https://artchive.ru/galleries
Tags: модерн, символизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments