Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

календарь дат | Борис Дмитриевич ГРИГОРЬЕВ | русский авангард



Boris Grigoriev - self-portrait.jpg

Григорьев Борис Дмитриевич
автопортрет,
1916
родился

11 (23) июля 1886, Москва — 7 февраля 1939, Кань-сюр-Мер, Франция


Musicians by Boris Grigoriev (GTG, 1914).jpg


Музыканты

Paris cabaret by Boris Grigoriev (GTG).jpg

Париж. Кабаре.

http://www.avangardism.ru/img/gri/2gri.jpg


«Портрет Всеволода Мейерхольда» 1916 г.

http://www.avangardism.ru/img/gri/4gri.jpg

«Портрет художника Б.M. Кустодиева» 1917 г.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/Sapho._Mask._By_Boris_Grigoriev_%28GTG%2C_1916%29.jpg


Сафо. Маска. 1916.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Whore_from_Marseille_by_Boris_Grigoriev_%281923%2C_Seupherot%29.jpg


. Марсельская шлюха. 1923

http://www.avangardism.ru/img/gri/22gri.jpg

 «Портрет Сергея Рахманинова»

http://www.avangardism.ru/img/gri/25gri.jpg


«Дом под деревьями»

http://www.avangardism.ru/img/gri/29gri.jpg


«Мужик с быком» 1920 г.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7b/Boris_Grigoriev_Blondes.jpg


Street of Blondes

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Boris_Grigoriev_22.jpg



«Бретонские волынщики (Крестьяне, играющие на дудках)». 1924




https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2a/Boris_Grigoriev_by_A.Yakovlev_%281920s%2C_private_coll%29.jpg

Портрет художника Бориса Григорьева работы А. Яковлева. 1920-е. Частная коллекция.

Внебрачный сын шведки Клары фон Линденберг и царскосельского мещанина, управляющего Рыбинским отделением банка. С 4 лет был официально усыновлен и воспитывался в семье отца. В 1903-1907 годах Борис Григорьев учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище (класс Д. А. Щербиновского, а также у А. Е. Архипова).
С 1907 жил в Петербурге, в качестве вольнослушателя до 1913 года посещал петербургскую Академию художеств, где занимался у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского. Входил в состав «Студии импрессионистов» (1909), «Мира искусства» (1913-1918), принадлежал к «левым» художникам.
Прекрасный рисовальщик, Григорьев сотрудничал с журналами, всю жизнь занимался книжной иллюстрацией. В 1917-1918 годах создает цикл «Расея», к которому будет еще не раз обращаться. В 1919 художник на лодке бежал с семьей в Финляндию. Жил в Берлине, с 1921 – в Париже.Paris cafe by Boris Grigoriev (GTG, 1914).jpg

В парижском кафе. 1914

В 1927 году семья поселилась в Кань-сюр-Мер, на вилле близ Ниццы.В 1910-11 гг. много работал техники графики, следовал традициям мирискусников, но уже с 1912 года выработал свой стиль. Был профессором Академии в Москве. Являлся автором портрета М. Горького.
Участник многих выставок в Париже, Нью-Йорке.В Кане на юге Франции он построил маленький дом с ателье и назвал его вилла Бориселла. Она стала основным местом жительства и художественного творчества Григорьева в последние 12 лет его жизни.
Его сын Кирилл впоследствии жил в ней. У самого Григорьева почти не было учеников и последователей. Дягилев не привлек к его работе в Русском балете (несмотря на общие точки с творчеством Стравинского), и это до сих пор остается загадкой для исследователей.

http://www.avangardism.ru/img/gri/15gri.jpg

«Автопортрет с курицей и петухом» 1924 г.

В 1920-е годы Григорьев снискал на Западе, особенно в Америке, шумную и внешнюю славу «историка славянской души», сумевшего передать в своих произведениях самый дух, самую сущность национального характера – буйного, стихийного, пугающего. С Россией почти не имел связей. Разве что известный тогда художник Рерих состоял в переписке с Григорьевым
.Boris Grigoriev 40.jpg

Портрет крестьянки

С 1921 года Григорьев жил в Париже, там ежегодно проходили его персональные выставки. Каждое лето он выезжал работать в тихие провинциальные уголки Нормандии и Бретани. Результатом таких «бегств» от городской цивилизации явились его нормандский и бретонский циклы 1921-1926 гг. Также в 1920-е годы Григорьев часто бывал в США, но не обосновался там на постоянное место жительства, несмотря на поддержку друзей (в частности, Д. Бурлюка).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/61/Boris_Grigoriev_11.jpg

Работы Григорьева пользовались популярностью у европейских коллекционеров. Художник «скромно» отмечал в письмах: «Сейчас я первый мастер на свете… Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх…». Благодаря своему колоссальному трудолюбию Борис Григорьев завоевал на Западе репутацию «великого русского художника» и «артиста линии». Широко известны портреты кисти Григорьева, в которых художнику с помощью гротеска удается выразить суть своего персонажа. В 1929—1930 — создал монументальное полотно «Лики мира», посвятив его Лиге Наций.

http://www.avangardism.ru/img/gri/32gri.jpg


Идея «ликов» была излюбленной в искусстве начала ХХ века, уходила корнями в средневековое сакральное искусство. В связи с этим закономерным представляется и выбор материала – дерево, масло, – и «трансформация» формы книги в многостворчатый складень.

«Местом действия» картины Борис Григорьев называл Европу. Действующие лица:


  • английский епископ Wedgwort,

  • Морис Гест (США),

  • Вс. Мейерхольд,

  • И. Сталин,

  • митрополит Платон,

  • Клод Фаррер,

  • Клара Шеридан,

  • Pere Papa,

  • Ванда Ландовская,

а также гармонист, еврейский банкир с ребенком, бретонский рыбак, «бабушка» русской революции (Брешковская), сеньора Edvards (Чили), внучек М. Горького, матросы, гарсоны, чекист (почти Дзержинский) и др.

Григорьев работал над этим полотном, используя фотографии с портретов и картин, известных на родине художника только по репродукциям и давно проданных во всех частях света.

Композиция изображала, согласно авторскому определению, «что-то вроде митинга». Это оправдывает определенную скученность персонажей, разнообразие их положений, поз, жестов, разнонаправленность взглядов. На переднем плане – т.н. «пранарод» – персонажи бретонского цикла, созданного еще в 1920-е гг. На втором плане – «властители масс»: «политик» в одежде кавказского горца и в композиционном двуединстве с ним персонаж с чертами Мориса Геста – «короля» американской индустрии развлечений. Яркая портретная индивидуализация – у английского епископа Воордсворта, сторонника нетрадиционной «свободной религии», и у русского православного архиепископа Платона, отторгнутого современным ему отечественным православием.

Мейерхольд изображен в матросской шапочке, почитатель и пропагандист старинной музыки В. Ландовская – в виде птицы-галки из невидимых заводных часов, поэт-футурист В. Каменский уподоблен деревенскому «гармонисту – песельнику».

Все образы занимают подчиненное положение «заглавному» масштабно лику Брешко-Брешковской (1 из лидеров и создателей партии эсеров, участницы «хождения в народ»).

Для России талант Бориса Григорьева был потерян на многие десятилетия. Только в 1989 году при поддержке Дм. Лихачева состоялась Первая персональная выставка художника на родине, в России (в Псковском музее).

Борис Григорьев имел не только художественный талант, но и литературное дарование. Из его наследия можно назвать письма, эссе «Линия» «Учитель» в сборнике «Расея», поэтические произведения, а также ранний роман «Юные лучи», опубликованный в 1912 году в Петербурге под псевдонимом «Борис Гри».

Борис умер в возрасте 53 лет, его жена Элла – в возрасте 86 лет в полной бедности.http://www.avangardism.ru

Tags: ЖИВОПИСЬ, авангардизм, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments