Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Выставка «Вырази это цветами» в Оранжерее венского Бельведера

Say it with Flowers!

Viennese Flower Painting from Waldmüller to Klimt


Между концом XVIII и началом XX веков цветочная живопись
претерпела разительные изменения — от пышных букетов Иоганна Баптиста Дрехслера до обычного чертополоха и подсолнечника Густава Климта. Центром развития стала Вена, где этот жанр — в отличие от других стран — достиг непревзойденного разнообразия и значимости.




Выставка «Вырази это цветами»
в Оранжерее венского Бельведера
собрала около ста полотен австрийских художников, чтобы привлечь внимание к этому необычному явлению и исследовать его.


 В архивах содержатся записи об активном сотрудничестве Академии изящных искусств и Венской фарфоровой мануфактуры. Первая учредила специальный класс цветочной живописи, который стал частью процесса производства предметов из фарфора.


Иоганн Баптист Дрехслер, «Большой цветочный натюрморт с птицами» (1799); Бельведер, Вена

Такие изделия пользовались большим спросом у представителей растущего среднего класса в период расцвета стиля бидермейер.



Иоганн Баптист Дрехслер, «Цветочный натюрморт» (1786). Бельведер, Вена

Истоки венской цветочной живописи можно найти в голландском Золотом веке, который представлен на выставке произведениями Яна ван Хёйсума и Рашель Рюйш. Первая волна интереса к таким натюрмортам возникла в Вене в период бидермейера — художники начали создавать роскошные цветочные аранжировки, подражая манере своих северных предшественников.


Натюрморт с морской свинкой, цветами и фруктами
Франц Вернер фон Тамм
1720-е , 41.8×51.5 см


Подсолнух
Густав Климт
1907, 110×110 см

Выставка открывается работами некоторых малоизвестных художников той эпохи — Йозефа Клайбера, Йозефа Нигга и Франца Ксавера Грубера. Но кульминацией этого раздела стали выдающиеся картины Фердинанда Георга Вальдмюллера, который считается величайшим живописцем бидермейера. И хотя его интерес к цветочной живописи был лишь периферийным, он придал жизненную силу этому направлению. Одновременно мужскую гегемонию на рынке подорвали натюрморты, выполненные женщинами — Паулиной Куделькой-Шмерлинг и Розалией Амон.

Натюрморт с цветами
Франц Ксавьер Грубер 1838, 80×64 см
Экспозиция демонстрирует глубокие изменения в период между Французской революцией и Первой мировой войной. «В основе выставки лежит теория о том, что цветочные картины показывают гораздо больше, чем историю художественных стилей. Они рассказывают о социальных изменениях, наслаждении экзотическими растениями и местной альпийской флорой, о великолепии эпохи Рингштрассе и хрупкости человечества», — пояснила Стелла Роллиг, генеральный директор Бельведера.




Фердинанд Георг Вальдмюллер,
«Натюрморт с фруктами, цветами и серебряной чашей» (1839). Бельведер, Вена

«Вальдмюллер занимался цветочной живописью чуть более десятилетия, но внёс много новшеств в этот жанр. Он создал как маленькие „скромные“ натюрморты из нескольких цветов, так и роскошные картины, где с цветами конкурируют великолепные серебряные и фарфоровые сосуды. Такой подход стал источником вдохновения в особенности для Розалии Амон», — подчёркивает куратор выставки Рольф Йоханнсен.



Натюрморт с цветами
Йозеф Лауэр 1839, 52.5×45 см



фото



Основание Сецессиона в 1897 году и Венских мастерских в 1903-м ознаменовало подлинный приход модернизма в столицу Австрии. Большое влияние на австрийских художников оказали международные выставки современного искусства, например, показ работ Ван Гога в 1906 году. В последующие годы свои уникальные интерпретации подсолнухов представили Густав Климт и Эгон Шиле. «Подсолнух» Климта (1907/08) теперь считается одним из шедевров эпохи.



Паулина Куделька-Шмерлинг, «Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны» (1834). Бельведер, Вена

Примерно в середине XIX века венская цветочная живопись столкнулась с кризисом. Бидермейер вышел из моды, а последний удар нанесла революция 1848 года, приведшая к фундаментальным социальным изменениям. Жанру требовался новый импульс — и он поступил в 1880-х годах, предваряя вторую волну интереса к натюрмортам. Развитие в этот раз было почти полностью связано с художницами, среди которых особого упоминания заслуживают Ольга Визингер-Флориан и Мари Эгнер. Примерно в 1900 году им удалось объединить натюрморт с пейзажем, создав «цветочный пейзаж».


Цветущие маки
Ольга Визингер-Флориан
1900, 70×98 см
Визингер-Флориан известна больше всего своими букетами полевых цветов. Этот мотив использовали также Мари Эгнер и Тина Блау. Но вместе с тем женщины находились в фундаментально невыгодном положении по сравнению с мужчинами: их всё ещё не принимали в академию, и они зависели от частного обучения. Одним из наставников, принимавших в классы женщин, был Эмиль Якоб Шиндлер. В середине 1880-х годов он начал собирать группу, куда наряду с вышеупомянутыми художницами вошли Теодор фон Хёрманн и Карл Молль.







До 1914 года численность жителей Вены и богатство города росли, особенно после предоставления прав евреям. Спрос на цветочные картины удовлетворяли, среди прочих, такие австрийские художники, как Антон Ромако и Карл Шух, черпавшие вдохновение у барбизонцев и импрессионистов.
Выставка завершается работами модернистов
— Густава Климта и его сподвижников-сецессионистов Коломана Мозера, Михала Повольного и Эгона Шиле.


Эгон Шиле. Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля


Эгон Шиле, «Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля» (1917). Бельведер, Вена

По материалам официального сайта венского Бельведера и The Art Newspaper.

https://artchive.ru/

Tags: ЖИВОПИСЬ, выставка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments