Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

В Русском музее открылась юбилейная выставка «Исаакиевский собор. К истории создания»


Она приурочена к 200-летию храма и раскрывает сложную историю его внутреннего убранства. Ровно 2 века назад началось строительство храма, которому суждено было стать визитной карточкой Санкт-Петербурга, главной достопримечательностью города на Неве, архитектурным шедевром с несметным количеством тайн.
На выставке представлено около 100 произведений: рисунки, картоны, эскизы К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, П. В. Басина из собрания Русского музея, многие из которых экспонируются впервые и позволяют увидеть замысел, который так и не был реализован полностью.




Федор Бруни
«Солнце, луна и звезды с группами ангелов»
1844-1845



Федор Бруни
«Всемирный потоп»
1844-1845



Петр Басин
«Лобзание Иуды»
1848-1850



Карл Брюллов
«Мужская голова / Иоанн Креститель»




Карл Брюллов
«Апостол Филипп»
1843-1844



Карл Брюллов
«Апостол Петр»
1843-1844



Карл Брюллов с участием Петра Басина
«Се человек»
1843-1850

Эскизы и картоны Карла Брюллова, Петра Басина, Федора Бруни и других художников, участвующие в выставке, показывают, как мог бы выглядеть интерьер Исаакия, если бы удалось сохранить первоначальный замысел его интерьеров. Многие росписи, выполненные маслом, не выдержали проверки суровым петербургским климатом и уже в середине XIX века были заменены на мозаики. Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также изображения Страстей Господних и четырех евангелистов в парусах.

И всё же 103 стенные росписи и 52 картины, созданные художниками-академистами на холсте, сохранились в соборе в неприкосновенности.



«Богоматерь во славе окружения святых»
1843-1847
Гордость Исаакия — плафон главного купола, размером 816 квадратных метров, был расписан Карлом Брюлловым. Художник буквально положил жизнь, написав композицию «Богоматерь во славе»: работа над плафоном сильно подорвала здоровье Брюллова, так что заканчивал изображение по его эскизам Петр Басин



. Сам же художник отправился на санаторное лечение за границу и скончался в Италии в 1852 году.

Помимо рисунков и крупноформатных эскизов росписей, некоторые из которых достигают четырех метров, в экспозиции покажут скульптуры на религиозные сюжеты, а также портреты художников, работавших над убранством одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

.САЙТ МУЗЕЯ

. Выставка продлится до 14 января 2019 года

Легенды и факты в истории Исаакиевского собора

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю.

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии

.3 храм: закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году, но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»



Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора. Гранит для них добывали на берегу Финского залива, у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера.
Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине,Уступает только соборам - Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.
его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.


Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых. Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.


Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.


Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко, наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет. Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал. Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.



Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма


Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма.


В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.
источники:
https://wanderings.online/
http://art-and-houses.ru/
http://www.rusmuseum.ru
https://www.liveinternet.ru/users/loreleya-46/post354208151
https://www.liveinternet.ru/users/loreleya-46/post332987105

Tags: выставка, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments