Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

календарь дат | Микеланджело Меризи да Караваджо 29 сентября 1571 -1610

Двадцать девятого сентября родился выдающийся итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко Микеланджело Меризи да Караваджо

https://vsdn.ru/images/data/author/_big_1348781688.jpgОттавио Леони. Портрет Караваджо, 1621

Живописная манера Караваджо в  основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита - приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств
. Великий художник.
Один из тех, кто изменил живопись. И всякий, кто хоть немного ею интересуется, немало знает о Караваджо. Что коллеги-современники проклинали его за натурализм, а обыватели ужасались тому, что святых он писал с бродяг и проституток. Что несносен и вспыльчив он был до того, что в одной из многочисленных драк убил человека. Что не меньше винограда, с которым на его картинах позируют аппетитные юноши, он любил самих юношей. Что своей драматичной светописью он дал один из важнейших уроков будущим фотографам.
Караваджо похоронили в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий сифилиса:(сейчас определили причину смерти - золотистый стафилококк) как вы понимаете, 400 лет назад выступающим на его похоронах трудно было подобрать красивые слова для пафосной речи — талант Караваджо был очевиден и при жизни, но сама жизнь, с карточными долгами, пьяными дебошами, драками, убийством, тюрьмами, побегами, не располагала к произнесению слезоточивых надгробных спичей. Зато теперь… После торжественного перезахоронения вокруг могилы даже парк разбили.

Во время траурной церемонии на гроб с останками вместо букета положили корзинку с фруктами — как на известном натюрморте Караваджо.

Кстати, вовсе не голландцев, а именно Караваджо считают автором первого натюрморта!

Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами

Корзина с фруктами
Микеланджело Меризи де Караваджо
1596,

Учился у С. Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, Караваджо был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на о. Мальту. Здесь после ссоры с могущественным вельможей был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608–1609, преследуемый наемными убийцами, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1609 подвергся нападению в Неаполе, был ранен. В 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и, добравшись до городка Порто д’Эрколе, умер от лихорадки




Принято считать, что возможными автопортретами Караваджо являются
образы на картинах "Вакх с виноградной гроздью"

Удивительного психологизма и драматизма Караваджо добивался особым освещением своих полотен: источника света на картинах почти никогда не видно, но он явно не естественного происхождения и расположен где-то над головами героев, высвечивая из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. Такой многозначительный свет, используемый не только для создания объема (ЗД-эффекта, по-нашему говоря), но и для разжигания страстей, по сей день пытаются воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах. Операторы, которым это удается, обычно номинируются на «Оскар».



"Голова Медузы" (1595–1600)



"Отдых на пути в Египет",около 1595)

несёт отпечаток живописной манеры художников Северной Италии – Ломбардии,

Бреши, Венеции, которые славились конкретной передачей натуры, интересовались воспроизведением эффектов освещения, изображали народные типажи.




Точная передача эмоционального состояния модели – одна из задач,
которую решает художник изображением жизненных сцен в картинах" Гадалка" (1595–1600) и "Игроки в карты" (1595–1600).




"Кающаяся Мария Магдалина"
(1595–1600)-

эти свето-пространственные опыты Караваджо исследователи назовут «погребным светом»: эта новая живописная манера позволяла художнику пластически четко, почти рельефно выделять на темном фоне освещенные фигуры, придавая им исключительную жизненную конкретность.
Подлинную славу принесли художнику большие алтарные картины на религиозные сюжеты, исполненные в период с 1599 по 1601 год для римских церквей Сан Луиджи деи Франчези и Санта Мария дель Пополо.



более жанрово трактованы образы Иоанна Крестителя
в двух поздних работах художника (Иоанн Креститель, ок. 1609; ок. 1610). Драматическому сюжету из жития этого святого посвящена и картина



"Саломея с головой Иоанна Крестителя "(около 1606).



полотно" Амур-победитель", которое имело большой успех.
Художник в изображении Амура попытался вернуться к своей ранней манере вновь, словно «играя» натурой и ее вещественным окружением.




В картине" Поцелуй Иуды" (1603) изображение человека справа (за фигурой стражника) принято считать автопортретом Караваджо.




Картина" Мадонна деи Палафреньери" (около 1603)

была написана для алтаря братства конюших в соборе Святого Петра. Она имеет еще одно название – Мадонна со змеей, так как рядом с Анной и Марией с маленьким Иисусом Христом изображен змей-искуситель, прижатый ногой Марии к земле. Простонародный типаж и трактовка сюжета, имеющая почти жанровый характер, заставили духовенство отказаться от картины Караваджо.

Летом 1606 года во время игры в мяч и возникшей между ее участниками ссоры Караваджо в драке смертельно ранил молодого человека  и сам был тяжело ранен. Некоторое время он скрывался в Риме, а затем был вынужден бежать
Во всех  поздних произведениях Караваджо очевидна обнаженность собственных душевных переживаний



"Бичевание Христа, "1607)


{C}{C}{C}{C}"Лютнист,"
1596



{C}{C}{C}{C}"Музыканты,"
1595-1596




";Юноша с корзиной фруктов", 1593, Галерея Боргезе, Рим



{C}{C}{C}{C}"Шулеры," 1596
Музей Кимбелла, Форт Уорт


{C}{C}{C}{C}"Блаженство святого Франциска,"
1595, Уодсуорт Атэнеум, Хартфорд


{C}{C}"Юдифь, убивающая Олоферна,"
1598

Ну, а самая популярная у художников картина Караваджо — пожалуй, эта:

Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)

Локоть Никодима вот-вот прорвет холст. А кладбищенская плита? Ой! Им бы там поосторожнее — как бы не потеряли равновесие и не сорвались в могилу. Лица у канонических плакальщиков — точь-в-точь, как у убитых горем простых смертных, современников хоть Караваджо, хоть наших. Никогда еще классический религиозный сюжет не был таким житейским и живым. Никогда больше художники не захотят рисовать схемы вместо людей, иллюстрируя Библию. Ремейки этой картины Караваджо кто только не делал: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.


{C}{C}Барокко было господствующим стилем итальянского искусства 17 века, и прежде всего в архитектуре и скульптуре. Но наряду с ним существовало реалистическое направление, которое нашло наиболее полное выражение в произведениях художника Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы.Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у живописца традиционные религиозные темы Зрелые произведения художника Караваджо - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой
Микеланджело Меризи да Караваджо был человеком «героического духа», или, говоря словами Джордано Бруно, «героического энтузиазма». Искусство его нашло уже в первом десятилетии XVIII столетия широкий отклик в Италии. Его последователи стали называться «караваджистами», а творческий метод – «караваджизм». Через увлечение караваджизмом прошли в XVII веке мастера многих европейских школ – Рембрандт, Рубенс, Веласкес, Ван Дейк, Эльсгеймер. Караваджизм сохранил свое значение как определяющий фактор мировосприятия в творческом методе художников и XVIII столетия, да и в XIX веке, пытаясь освободиться от приемов академизма, живописцы многих школ обращались к наследию Караваджо.

«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому», — РОБЕРТО ЛОНГИ (1890—1970), итальянский искусствовед

https://muzei-mira.com
http://smallbay.ru
https://gallerix.ru/album/Caravaggio
https://artchive.ru/publications/435~Karavadzho_10_znamenitykh_kartin_pljus_ljubopytnye_fakty_o_khudozhnike


Tags: ЖИВОПИСЬ, барокко, календарь дат | в этот день..
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments