Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

время В. Поленова / осенние пейзажи / описание

5f6bdd82b19a08ca6d9ca5868e49b6bc (700x700, 452Kb)z5bc1eee008699 (652x133, 82Kb)

1 июня 1844 -18 июля 1927

русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи

01_small (700x466, 251Kb)

Фрагмент интерьера с картинами

музей-заповедник В. Д. Поленова
Осенью часто обращаюсь к творчеству Поленова .
Природная красота, открывающаяся в его картинах, какая-то близкая моему сердцу, родная и понятная.
Тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова,  делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим.

Гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле  восхищает.


Картина «Осень в Абрамцеве»1890



Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область


Автор впервые отказывается от своего излюбленного приёма: противопоставления переднего и заднего планов, разворачивая перед нами всю красочность осеннего леса, выполненного с одной точки. Богатейшее колористическое решение, свежесть красок и какое-то личное любовное отношение художника Поленова, превратило произведение в романтическую элегию, восхитительно красивую и полнозвучную.

Здесь осень уже отвоевала свои права у лета, окрасив в яркий жёлтый цвет деревья. Однако в воздухе ещё летает какое-то тёплое ощущение, которое отсылает зрителя к ещё недавним приветливым летним денькам. Это ощущение в чистом голубом небе, в спокойной зеркальной воде, в зелёных, едва заметных проплешинах травы на берегу, в тихих деревьях, листву которых ещё не треплет порывистый осенний ветер. Заводь речки Вори в глухом еловом лесу. Группы пожелтевших берез бросают горячий отблеск, разливающийся в небе, на темных елях и тихой воде.

Заслуга необыкновенной реалистичности и осязательности полотна в скрупулёзной технике и необыкновенно точном подборе цветов и оттенков, тончайших переходах и гармоничных контрастах. Ну, и конечно, в гениальности создателя картины – только талантливая рука смогла вдохнуть жизнь в работу, создать шедевр полный чистоты, поэтичности, любви и естественного природного великолепия.



"Золотая осень."1893 г.

Музей-заповедник В. Д. Поленова


Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию.  Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками. Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета. Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию. «Золотая осень» зовет к широким просторам и манящим далям

На картине  изображена Беховская старая деревянная церковь. На ее месте в 1906–1907 годах Поленов по своим проектам и на свои средства построил Церковь Святой Троицы. Рядом с церковью – старое деревенское кладбище, на котором похоронен и художник. На его могиле – деревянный крест-голубец, выполненный по эскизу самого Поленова. Василий Дмитриевич в своем духовном завещании писал:

«Смерть для человека, которому хоть что-то из задуманного удалось сделать в жизни – событие даже не печальное, а скорее радостное, закономерное: переход от земных трудов к покою небытия. А бытие переходит и остается в том, что человек после себя оставил».

"Стынет. Осень на Оке близ Тарусы" 1893. Холст, масло
Частное собрание

Широкая панорама долины реки поздней осенью. Она просматривается с высокого холма над рекой, от которого вниз ведет классическая российская дорога — две очень глубокие колеи, выдавленные в глубокой осенней грязи гружеными телегами.

Пейзаж пустой и безжизненный, на нем нет ни людей, ни животных, ни даже птиц. Природа действительно стынет — кажется, что природа замерзла и боится даже пошевелиться. Нет ни ветра, ни движения воды — свинцовые тучи тяжело нависли над водой, вода гладкая, застывшая, приготовившаяся покрыться толстым слоем льда.

Но зима только вступает в свои права — на деревьях еще есть желтые осенние листья, хвоя украшена темно-зелеными пятнами, а трава, пусть и пожухлая, еще покрывает склоны и берега реки. Правда, радоваться остается недолго — нужно подождать еще совсем чуть-чуть, и все это будет укрыто плотным слоем снега, а реку скует льдом.

Пока что природа засыпает, краски гаснут, и художнику очень точно удалось ухватить этот момент перехода от осени к зиме, когда яркие, пламенные расцветки лесов словно выцветают, утрачивают объемность и фактурность, становятся контрастными и графичными, оставляя нам только два зимних цвета — черный и белый.


"Ранний снег"Холст, масло. 48 х 85 см Третьяковская галерея


  • 1891

Замечательный русский пейзаж изображает берега реки Оки со стороны деревни Бехово, рядом с которой было имение мастера, позже названное Поленово. В тот год снег выпал очень рано, еще в сентябре, поэтому пейзаж оказался очень эффектным, художник не мог устоять перед таким искушением.

   Деревья на картине все еще в осеннем уборе, листья еще не упали, ведь это ранняя осень, зима просто поспешила прийти в эти края. Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом. Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба.

   На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях.

   Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась. Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы. Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега. Возможно, на следующий день потеплеет и снег быстро растает, но сейчас природа словно задумалась над тем, как же ей поступить дальше.

   У картины интересная история. Художником было создано целых 8 ее авторских копий, которые сейчас находятся в различных музеях, а одна даже попала во Францию, в театр Комеди Франсез.

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/artist/polenov-.jpg

Будущий
талантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в
1844 году в многодетной и просвещенной дворянской семье. Именно
окружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние,
сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив
возможность отражать свои чувства на полотне.

Удивительный

талант художника сформировался под влиянием бабушки, которая
воспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Она
поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. В
детстве на Василия оказал огромное влияние северный Олонецкий край с
богатейшей природой, практически незатронутой человеческим влиянием.

   Будущий художник после гимназии пошел учиться на физмат
университета Санкт-Петербурга, но и свою любовь к живописи не забыл.
После занятий он учился в Академии Художеств, посещая множество
разнообразных занятий и классов по разным дисциплинам в этой сфере.
Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кроме
рисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писал
музыкальные творения.

   Для получения художественного образования мастеру

пришлось прервать курс обучения в университете и закончить Академию (с
серебряной медалью). В это время он уже успешно выставлялся и получал за
свои выдающиеся работы признание и награды в виде золотых медалей. Но
все это не вскружило голову молодому человеку, и он успешно завершил
учебу в университете на юридическом факультете.    С помощью
академической стипендии художник уезжает заграницу, побывав в странах,
которые сейчас стали Австрией, Германией, Италией. Он много времени
прожил во Франции, в Париже, где создал знаменитое полотно «Арест
графини д'Этремон», которое принесло ему звание академика.

Описание картины Василия Поленова «Арест гугенотки»

«Арест гугенотки»
1875
Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году он вместе с
Ильей Репиным живет и работает во французской Нормандии, где пишет
многочисленные пейзажи, отражающие красоту местной природы. Через два
года он возвращается в Россию, а когда начинается русско-турецкая война,
становится официальным художником при ставке будущего императора
Александра III.
Следующие годы жизни художника тесно связаны с
преподаванием и работой с театральными декорациями. Преподавание в
знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве связано с
именами таких в будущем известных художников, как Коровин, Левитан и
множество других

На выставке художников-передвижников в 1877 году картина
Поленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, а
сам мастер приобретает статус основателя нового жанра, названного
«интимным пейзажем».
Став членом Товарищества передвижных художественных
выставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествует
по местам, связанных с древней историей и зарождением христианства.
Любовь к природе и большим открытым пространствам заставляет его
приобрести имение над рекой Ока, которое сейчас всем хорошо известно как
Поленово. Там мастер обустроил все по своему вкусу, построив дом и
художественные мастерские по своему проекту. В своем имении он много и
продуктивно работал над полотнами, а также занимался образованием
сельских детей, в том числе и обучая их живописи.
   В последующие годы художник неоднократно выезжает
заграницу для получения нужных сведений и художественного материала для
своих полотен. Он провел много лет над созданием серии картин на
евангельскую тематику, побывал в Италии и Германии.
   Во время Первой Мировой войны его картины участвовали в
благотворительных выставках, проводимых для сбора средств раненым и
пострадавшим от военных действий. После революции художник жил в своем
имении и продолжал работать над художественными произведениями, отражая в
них красоту и безбрежную мощь русской природы.

   Мастер прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиями
и свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и
похоронен в Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с
натуры


http://dslov.ru/img/279.jpg.
После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем


437807b5-f4af-4f1e-8cac-ec01eba96080 (700x357, 403Kb)

.http://www.polenovo.ru/ru




Tags: ЖИВОПИСЬ, пейзаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments