
Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН —
русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
«Апофеоз войны» картина Верещагина Василия Васильевича (1871 г.). Холст,масло.
Третьяковская Галерея, Москва.
Родился в семье предводителя дворянства. Как и три его брата, Василий был определен на военную службу, но вскоре вышел в отставку. С 1860 по 1863 учился в петербургской Академии художеств. В последующие годы Верещагин чередовал длительные поездки на Кавказ и учебу в Париже (у Жерома и в Парижской академии).
В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Отличился при защите Самарканда, за что был награжден боевым орденом Святого Георгия 4-го класса. Далее художник путешествовал по Центральной Азии и Западному Китаю, побывал в Киргизии и на Иссык-Куле.

«Конец Бородинского сражения» 1899-1900
Государственный исторический музей, Москва
В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 году он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Будущий император Александр III так выразил своё мнение о художнике: «…либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Некоторые свои картины с выставки художник уничтожил.

Нападают врасплох
Затем Верещагин почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 года художник возвращается в Париж. В 1877 году Верещагин отправляется на фронт русско-турецкой войны, где получает тяжелое ранение. В последующие годы художник продолжает много ездить: Индия, Сирия и Палестина (после чего пишет картины на евангельские сюжеты), по северу России, Крым, Филиппины, США и Куба, Япония. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Наполеон на Бородинских высотах картина Верещагина Василия Васильевича (1897 г.). Холст, масло.

Скобелев под Шипкой (Шипка-Шейново) .

В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Отличился при защите Самарканда, за что был награжден боевым орденом Святого Георгия 4-го класса. Далее художник путешествовал по Центральной Азии и Западному Китаю, побывал в Киргизии и на Иссык-Куле.

«Конец Бородинского сражения» 1899-1900
Государственный исторический музей, Москва
В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 году он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Будущий император Александр III так выразил своё мнение о художнике: «…либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Некоторые свои картины с выставки художник уничтожил.

Нападают врасплох
Затем Верещагин почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 года художник возвращается в Париж. В 1877 году Верещагин отправляется на фронт русско-турецкой войны, где получает тяжелое ранение. В последующие годы художник продолжает много ездить: Индия, Сирия и Палестина (после чего пишет картины на евангельские сюжеты), по северу России, Крым, Филиппины, США и Куба, Япония. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Наполеон на Бородинских высотах картина Верещагина Василия Васильевича (1897 г.). Холст, масло.
Скобелев под Шипкой (Шипка-Шейново) .

Побежденные. Панихида
1877
До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны. Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных операций, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.
На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны. Этим лаконичным приемом художник наглядно продемонстрировал, что в любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы.
мощно эмоционально
Поражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кто-то решил воевать. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
Сложную тему картины подчеркивает выбранный художником колорит — тусклые, невыразительные краски, темная одежда живых людей, мрачное, налитое свинцом дождевое небо. Сама природа надела траур по безвинно павшим героям Плевны.
мой пост о художнике
1877
До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны. Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных операций, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.
На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны. Этим лаконичным приемом художник наглядно продемонстрировал, что в любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы.
мощно эмоционально
Поражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кто-то решил воевать. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
Сложную тему картины подчеркивает выбранный художником колорит — тусклые, невыразительные краски, темная одежда живых людей, мрачное, налитое свинцом дождевое небо. Сама природа надела траур по безвинно павшим героям Плевны.
мой пост о художнике