
Вики настаивает :
"..модернистское направление в изобразительном искусстве,зародившееся в начале XX столетия во Франции.
“Авиньонских девиц” Пабло Пикассо,
написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна.
Кубизм не подразумевает непременное использование простых геометрических форм."
В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм.
холст, масло), Музей современного искусства, Нью-Йорк
Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы.
Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с художником Жоржем Браком.
Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи – кубизма

“Тарелка и блюдо с фруктами”
Жорж Брак, 1908, частная коллекция (46х55, холст, масло)
Название “кубизм” появилось в 1908 году“сезанновский”,
так как художники-кубисты продолжили экспериментыПоля Сезанна (1839-1906)
с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений.

“Пьеро и Арлекин”, Поль Сезанн, 1888, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева.
Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях.
Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это – живые персонажи с живыми лицами.
Стадии [фазы] кубизма:
В теории искусствоведения выделяют III стадии
[фазы] кубизма:
I стадия: сезанновский кубизм
(1907 - 1909)
– выделение геометрических форм фигур и предметов,
отделение формы от пространства/плоскости.
II стадия: аналитический кубизм
(1909-1912)
– дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства.

San Francisco Museum of Modern Art
(61х50, холст, масло, направление “аналитический кубизм”).
III стадия: синтетический кубизм
(1913 – 1914)– с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе,
а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций,
которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.

“Le Jour”, Жорж Брак, 1929, National Gallery of Art, Вашингтон (115х146,7, холст, масло, направление “синтетический кубизм”)
Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрическиеэлементы и отделили его от пространства, форму предметов
показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в
бессистемных репликациях и других видоизменениях.
Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России.
С 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.
автор: Елизавета Мельниченко
http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Kubizm-v-zhivopisi-istoriya-vidnejshie-predstaviteli-kartiny.aspx?ID=1625
В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм).
В «кристаллической» манере письма М. А. Врубеля часто находят предчувствия кубизма.
Русские художники самобытно и красочно его обогатили «сезаннистский» этап
К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор
А. Архипенко-художник украинского происхождения. Один из крупнейших представителей кубизма
А Архипенко
не тесал композиции, а строил их из различных геометрических форм. И это была не дань моде,а
стремление показать закономерность космического творения: материя рождается из хаоса, а из материи – упорядоченное тело
King Solomon
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вертикальная фигура гондольера опирается на диагональ весла, создавая при этом непоколебимое равновесие.
Одно из его новшеств – «скульптуро-живопись», где цвет подчеркивает рельеф, а рельеф дополняет цвет.
Он первым в скульптуре начал расписывать поверхность красками, почувствовав художественную ценность в произведениях давних мастеров.
“Карусель Пьеро”, 1913 год, музей Гугенхейм, Нью-Йорк
«Мы видим, что природа никогда не отделяет формы от цвета, а только в разных случаях соединяет их в бесконечную разнородность», -- говорил скульптор.
"Женщина расчёсывает волосы"
1915
Идея пустот в скульптуре принадлежит именно Александру Архипенко,Эта новая идея художественной экспрессии – идея углубления, воплощенная в виде пустоты. Простор (пустота) внутри скульптуры используется им как изобразительный элемент, по силе равный материальному.
Это была архипенковская находка – открытые формы. Не существует линии круга без пустоты. Оба эти элемента растворяются друг в друге, создавая себя.
“В будуаре” (Перед зеркалом), 1915. Масло, графит, фотография, металл, деревоl, 1941 год
«Архипенковский стиль» в скульптуре: соединение металла, пластмассы, цемента, дерева, терракота, жемчужин, стекла. Сейчас в дизайне пространства и скульптур это кажется обыденным, но кто-то должен был быть первым. И этим кем-то был А. Архипенко.
Александр Архипенко преподавал в 17 университетах и художественных учебных заведениях (5 из них основаны самим мастером в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Чикаго). Его признали в 1923 году «самым выдающимся скульптором после Родена».
Ольга Артеменко
Украина,соблюдая прекрасную традицию «поставщика талантов миру», родила его и забыла. Его имя в советской Украине было под запретом,впрочем,- наряду с именами Малевича и Кандинского в советской России
Скульптуры Александра Архипенко, покорившие мир, широкому кругу людей в Украине вообще неизвестны.
Но его работы выставлялись и выставляются в самых престижных музеях: галерея Соломона, центр Помпиду, музей Модерн Арт, галерея Гугенгейма (Нью-Йорк), музеи Стокгольма, Берлина, Тель-Авива, Москвы. А также его работы сегодня можно увидеть и в Украине: в Национальном художественном музее Украины, Национальном музее им. Шептицкого во Львове.
несколько моих любимых живописных работ художников :
Василий Кротков
Пополнение к серии "Поколения".
2018