Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Савелий Сорин / «Психологические» портреты


полузабытое имя русской эмиграции


. Савелий Сорин

Завель Израилевич, Савий; 1878—1953

российский художник-портретист.
был учеником Репина, выставлялся с мирискусниками, после революции уехал в Париж, а в начале Второй мировой войны перебрался в Америку. И везде был невероятно популярным и успешным портретистом.

«Психологические» портреты Сорина — мужские и женские —  следует рассматривать долго. Это главное условие. А еще, хорошо бы их рассматривать в масштабе, близком к тому, в котором они были написаны.





Оболенский на рисуноке С. Сорина (1917)

Художника Савелия  Сорина называли «трижды прославленным». В самом деле, сначала он прославился  как портретист на родине, в России. Потом, когда ему после Октябрьского переворота пришлось эмигрировать во Францию, он и там добился большого успеха и прославился. Наконец, спасаясь от фашистского нападения, он переехал в США, где его причислили к «Галерее величайших художников Америки»

Между тем, судьба, казалось бы, не готовила ему ничего хорошего. Савелий родился в 1878 году, в многодетной семье нищего провинциального еврея-портного в (как считалось ранее) заштатном городке Полоцке в Белоруссии.





«Портрет В. Г. Тищенко»
1918
© Русский музей, Санкт-Петербург

В России он писал цвет аристократии (любопытно сравнить его княгиню Орлову со знаменитым портретом Серова) и артистическую богему — Ахматову, Карсавину, Евреинова, Кузмина. После персональной выставки в Лондоне в 1923 году был приглашен в Букингемский дворец портретировать членов королевской семьи. В Штатах ему позировали Асторы, Вулворты, Меллоны, Джордж Баланчин и Вивьен Ли. На выставке, подготовленной совместно с внуком художника, собраны три десятка портретов разных лет из российских музеев и частных коллекций.


Савелий Сорин
«Портрет Ф. И. Шаляпина»
1943
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Его родные были фанатики-хасиды, они постоянно молились и
соблюдали многочисленные религиозные правила и запреты. Мальчик, не
ходивший в школу, находил единственную радость в рисовании, но и это ему
строго запрещалось.

После очередной ссоры с отцом шестнадцатилетний  юноша ушел
из дома. Два года он бродяжничал, перебиваясь случайными заработками.
Узнав, что в Одессе есть рисовальная школа, Савелий отправился туда и
устроился работать в пекарне: хлеб ему был обеспечен. Он снял угол и
начал учиться сразу в двух школах, в общеобразовательной  и в
рисовальной. Его педагогом и наставником был замечательный  художник
 Кирияк  Костанди.

Он быстро приобрел популярность и заказчиков, желающих иметь портрет,
написанный Савелием Сориным.  И хотя в то время в России и в Европе
работало много талантливых художников, к  его мольберту выстроилась
 очередь желающих портретироваться.



«Портрет балетмейстера М. М. Фокина»
1926
© Русский музей, Санкт-Петербург

В чем же секрет успеха этого художника? Казалось бы, портрет, совсем не простой жанр, он не должен походить на фотографию и запечатлевать только внешний вид человека. От него ждут «отражение  души портретируемого в душе художника». Вот здесь-то и важно, какова же душа самого портретиста, как он изобразит на полотне позирующего ему человека. А это в немалой степени зависит от того, как художник относится к людям, какие черты личности считает важными, а какие – второстепенными. Важно и то, какой он видит судьбу портрета в жизни человека. Ведь, по словам самого С.Сорина, «человек исчезнет, а портрет останется», и именно по нему  будут судить о человеке.



Портрет Анны Павловой в роли Сильфиды

Суровое детство, бесприютная юность и природная наблюдательность развили у Савелия Сорина тонкую душевную восприимчивость. Богатый жизненный опыт помогал ему быстро распознавать сущность человека, пришедшего к нему позировать, и запечатлевать на портрете его внутренний мир. Не последнюю роль сыграли  и мощный природный талант, и колоссальная работоспособность, и упорство. Благодаря всем этим качествам Савелий Сорин занял достойное место среди ведущих портретистов первой половины ХХ века. И главное – он сумел создать свой неповторимый художественный метод.

Женщина с розой. 1910.jpg



Тамара Карсавина, 1915



Тамара Карсавина в балете «Сильфиды», 1910

Анна Ахматова, гравюра 1913—1914 годов



Принцесса Елизавета — сейчас королева Великобритании 1948 бум. акв. 133×112 Кларенс-хаус Лондон




Портрет  (фрагмент)
                                                                                                                                                           
 Философ Лев Шестов
1922 бум. на х. цв. мелки, графит 56.5×47.6 дар А. Сориной 1954
г. Метрополитен музеум N5452  США




Портрет М.Горького 1902 х.м.77.5Х95.3  США Сан-Франциско Fine Arts Museum



Портрет киноактрисы Наталии Ковнько (фрагмент)



Портрет киноактрисы Наталии Ковнько (фрагмент)



Портрет балерины Немчиновой (фрагмент)



Портрет А.С.Лурье 1943. Бум. на х. смеш. техн. 138×92. Донецк




Портрет княжны Элисо Дадиани. Национальный музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси



Княгиня Чолокаева — Мелита Чолокашвили. 1927 г. Темпера на картоне. 90×68. Национальный музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси



Портрет Веры Тищенко ( фрагмент)






Портрет Маргарет -Дороти »Нин» Кон ( Kahn)



Портрет mme. Otto H .Kаhn -бывш. Аделаида Волф-жены Отто Германа Кона ( Фрагмент)



Портрет миссис Розы Курт Штерн



Портрет Екатерины Пешковой 1902 х.м. музей М.Горького Москва



Казачка




Портрет С. Д.. Сазонова (фрагмент)




Портрет Анатолия Дюбуа  (мужчина в шляпе 1942



Портрет княгини Ольги Орловой (фрагмент)


Портрет артистки Л. Х. Дроботовой (фрагмент)



Портрет О. Б. Монасевича. 1906 г.  Таганрогский художественный музей.   Фрагмент



http://artforspb.ru/wp-content/uploads/2015/01/3.1-Avtoportet-v-sadu-h.-m.1952g.645x535-255x300.jpg

Автопортет в саду 1952 г

родился 14(26) февраля 1878 года в г. Полоцке Витебской губ., а умер 22 ноября 1953 в Нью-Йорке. Он был живописцем и графиком, писал портреты и пейзажи, рисовал книжные иллюстрации, прославился как портретист.

В 1895–1899 он учился на живописном отделении Одесской рисовальной
школы у К. К. Костанди; окончил школу с медалью, дававшей право на
поступление в Академию художеств без экзаменов. С 1899 учился в Академии
Художеств у И. И. Творожникова и В. Е. Савинского, с 1901 – у И. Е.
Репина. Был его любимым учеником. Побывал в Италии . В 1902 году написал
один из первых портретов М. Горького, очень понравившийся И. Е.
Репину.В 1907 году за большую картину «Вдохновенные минуты»,
изображающую актрису Элеонору Дузе в момент репетиции, получил звание
художника, золотую медаль и заграничное пенсионерство, в период которого
изучал живопись в Голландии и Франции.


С.А.Сорин фото 1899гС.А.Сорин фото 1899г

Еще учась в Академии, С. Сорин начал писать портреты, и через
некоторое время заслужил репутацию одного из первых портретистов. В
1917г. он вместе с художником С. Судейкиным оказался в Крыму, где они
участвовали в выставках. Затем в 1919-1920 годах оба оказались в Тифлисе
и Баку, а затем из Батуми на пароходе  они отправились в Марсель ,
потом — в Париж. Здесь, снова начав с нуля, Савелий Сорин быстро
заслужил славу одного из лучших портретистов Европы, к мольберту
которого «стояла очередь богатых, знатных и успешных…». С. Сорин в этот
период  дружил с П. Пикассо, А. Модильяни, М. Шагалом, Х. Сутиным, С.
Судейкиным, А. Яковлевым, Б. Григорьевым и др., но не примыкал ни к
одному из новых художественных течений. Он выработал свой собственный
стиль, который искусствоведы тогда весьма условно относили к
неоакадемизму. В 1939 году из-за нашествия фашистов С. Сорин переселился
в С.Ш.А., где вскоре был причислен к величайшим художникам Америки . В
Европе  С. Сорин считается одним из ведущих портретистов первой половины
ХХ века.

В международных выставках участвовал с 1904года (Всемирная выставка в
Сент-Луисе США), затем в 1911 году (Всемирная выставка в Риме).

С 1913 года примкнул к   объединению художников «Мир искусства».

Общественной деятельностью не занимался, не преподавал, званий, кроме
звания художника, не имел, участвовал более, чем в шестидесяти выставках
, последняя — в 1973 — 1974 г. в Москве и Ленинграде.

Автопортет в саду 1952г. х/м 64'5x53'5

Автопортет в саду 1952г. х/м 64’5×53’5

Работы С. Сорина хранятся в музеях Парижа, Лондона, Берлина,
Вашингтона, Нью-Йорка, Тбилиси, Риги, Монте-Карло, Сан-Франциско,
Питсбурга,  Лос — Анжелеса, Мемфиса, Санта-Барбары, Москвы, Минска,
Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода,
Таганрога, Арзамаса, Пскова, Ярославля, Севастополя, Ялты, Одессы,
Красноярска, , Донецка, Луганска, Днепропетровска, Херсона,  а также в
других музеях и частных коллекциях России, Белоруссии, Украины, Грузии,
Франции, Великобритании,
Германии, Монако,  и США (список более, чем  трехсот портретов с
адресами хранения, названиями работ, каталожными данными, а также
цифровые изображения более двух сотен из них имеются). Всего он написал
более тысячи портретов. В петербургских музеях хранится около двух
десятков его работ, в московских — около полутора десятков.

Выставка «Савелий Сорин»

Галерея «Наши художники», 3 ноября 2018 — 27 января 2019

www.kournikovagallery.ru

На выставке, подготовленной совместно с внуком художника, собраны три десятка портретов разных лет из российских музеев и частных коллекций.


хороший сайтец придумали....http://artforspb.ru/

Tags: ЖИВОПИСЬ, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments