Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

СТРАСТНОЙ ПУТЬ МИХАИЛА НЕСТЕРОВА



«…творчество мое, как мне кажется, имеет в себе нечто болезненное, поэзия моих произведений – поэзия одиночества, страстного искания счастья, душевной тишины и покоя».— Михаил Нестеров



Пустынник. 1888-1889

Художник говорит зрителю: лишь вдали от мирской суеты, в пустынном житии возможны условия для формирования духовной стойкости и целостности человеческой личности


Перов и Крамской стали не только учителями Нестерова, но и близкими друзьями. Однако рамки бытового реализма передвижников вскоре стали для него тесными. В поисках своей темы в творчестве он всеми силами стремился избавиться от поверхностно-жанровых картинок из жизни мелких чиновников и купцов, в стиле своего учителя Перова. Творческий кризис назревал в его душе. Поворотным этапом в судьбе художника стала смерть любимой жены Марии на третий день после рождения дочери Оли в начале лета 1888 года.




Преподобный Сергий Радонежский. 1891-1899

В 90-е годы XIX века Нестеров в своем стремлении к изображению самых значительных моментов внутренней жизни человека подходит к самой важной теме своего творчества, ставшей воплощением идеала чистой и подвижнической жизни.

В эти годы написаны пять крупных произведений, посвященных жизни преподобного Сергия Радонежского: «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия», «Труды Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий Радонежский».



Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
отрок Варфоломей был послан однажды искать пропавших лошадей и, зайдя далеко от дома, в лесу повстречал старца-схимника. Мальчик, которому трудно давалась грамота, просил старца указать ему путь к учению и получил благословение инока, предсказавшего ему великую будущность. На этой картине художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру.

На пригорке, ветер не шелохнет и листка рябинок и берез, раскинувшихся по откосу сжатого поля, далеко видно кругом; видна и речка, и соседняя деревня. За лесом выглядывает погост – на нем благовестят к вечерне. Отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы. Тонкая фигура мальчика сливается с пейзажем, она кажется частью полей, лугов, тонких трепетных деревьев, зеленых перелесков, этого чисто русского пейзажа с его деревянной церковкой, елочками и извилистой речкой. Мальчик не удивлен появлением старца, он точно ждал его и теперь погружен в созерцание его…

Не словами жития, но сердечным чувством художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое.

На склоне лет художник не раз называл «Варфоломея» главным своим произведением: «…если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я» (Дурылин С.Н. «Нестеров»).


Труды преподобного Сергия. 1896-1897. Триптих (центр. часть)

Еще одной значительной попыткой воплотить в живописи образ Радонежского становится триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–1897)На первый взгляд в картине – центральном полотне триптиха – все кажется обыденным и повседневным. Необычен лишь ореол над головой Сергия. Земные заботы и святость личности представленной с засученными рукавами, в трудах и хлопотах. Но при этом нет заземленности, как нет и внешней разобщенности людей в центральной картине, хотя и непосредственного общения между ними тоже нет. Люди молча, делают свое дело, объединенные мыслью, сознанием необходимости построить свой дом.





Благовещение. 1892. Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах Владимирского собора


Нестеров с радостью принял предложение работать над росписью Владимирского собора рядом с художником Васнецовым и другими приглашенными Праховым художниками.
Предстояло не только «сложить живописную эпопею» в честь князя Владимира, но и создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. Здесь были князья – защитники Руси от половцев, татар и немцев – Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, Александр Невский, подвижники просвещения – Нестор Летописец, иконописец Алимпий и другие. Русские христианские образы соединялись с общечеловеческими.

Его росписи заметно отличаются от росписей Васнецова – нестеровские герои более лиричны, в то время как изображениях святых, принадлежащих кисти Васнецова, полны энергии и мужества. Источником образности и в церковных работах Нестерова остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо.

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. После завершения работ во Владимирском соборе, которым он посвятил пять лет – с 1890 по 1895 гг., он получил множество предложений по росписям храмов.


Воскресение. 1910. Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители

Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве, построенной архитектором Щусевым по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны.




Святая Русь. 1901-1905




Душа народа. 1914-1916

До конца жизни Нестерова его самыми любимыми произведениями
оставались «Видение отроку Варфоломею», «Под благовест», , росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, образы
Троицкого собора в Сумах. Высшим достижением своего творческого взлета
мастер считал и свою работу «Душа народа» (1914–1916).

Нестеров в «Душе народа» утверждал тему спасения души через искупление страданием.

В картине «Душа народа» вместе с народом идут христианские писатели
Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Нестеров особенно почитал
Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя – «русского
инока» Алешу Карамазова. В графе Толстом он видел прежде всего мастера
слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям.
Великий романист помещен на картине стоящим вне толпы.

Весь этот сонм движется вдоль берега Волги, который художник избрал
фоном картины, помня о том, какую великую роль эта река, воистину
духоносная артерия России, играла в отечественной истории. Пейзаж
конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.

Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке.


В большинстве своем произведения на религиозные темы, рассеянные по частным и закрытым церковным собраниям, а в государственных художественных музеях не покидающие запасников, до сих пор остаются неизвестными широкому зрителю.


В советское время Нестеров ценился прежде всего как «создатель портрета эпохи»



За Волгой. Пастушок. 1922



Лисичка. 1914




Троица Ветхозаветная. 1897



Старец. Раб Божий Авраамий. 1914-1916



Великий постриг. 1898



Дева Мария. 1898


Соловки. 1917


Художник родился 19 мая (31 мая) в 1862 г. в городе Уфе в купеческой семье. По семейным преданиям, Нестеровы происходили из новгородских крестьян, в давние времена переселившихся на Урал.
Семья Нестеровых была по-настоящему верующей, потому ранние детские воспоминания Михаила Васильевича во многом связаны с молитвой, с поездками в церковь.В 1877 году пятнадцатилетний Михаил Нестеров становится учащимся Московского училища живописи, ваяния и зодчества.  Поступил в Петербургскую Академию художеств, где его наставниками стали «всеобщий педагог русских художников» П.П. Чистяков и знаменитый И.Н. Крамской. Творческий поиск, внутренняя неудовлетворенность заставили Нестерова вновь вернуться в Москву. Он продолжает учиться и входит в Товарищество передвижных художественных выставок*.В 1938 году и сам Нестеров был арестован, правда в тюрьме его продержали всего две недели, выбивая показания... Можно себе представить, что чувствовал 76-летний художник, когда его тащили в камеру и подвергали оскорблениям и допросам.Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны.До последних дней своей жизни в руках Нестеров держал палитру и кисть. Он продолжал рисовать, продолжал верить: «Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от совершившегося исторического преступления! От гибели России. Работа дает веру, что через крестный путь и свою Голгофу – Родина наша должна прийти к великому Воскресению»

http://nowimir.ru/DATA/060025.htm
Tags: modern, ЖИВОПИСЬ, жанровое, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments