Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

110 лет со дня рождения Марии Примаченко / выставка «Мария Примаченко. Фантасмагории»

http://www.mundm.kiev.ua/IMB/MP2018.JPG

К этой дате Национальный музей украинского народного декоративного искусства, в фондах которого хранится более 650 произведений художницы, подготовил выставку «Мария Примаченко. Фантасмагории». В экспозиции — более ста работ, и акцент сделан на малоизвестных широкой публике произведениях.

https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/ae6/654586.jpg


«Мария подписывала свои работы „М. П.“, а на обратной стороне помещала названия в виде стихов, поговорок, присказок или пожеланий. Писала их на народном наречии, не соблюдая правил пунктуации и грамматики — Мария Примаченко окончила четыре класса школы. Простые, по-хорошему наивные, эти подписи звучат остроумно и забавно. „Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет“…» — биография художницы в Артхиве.



Творчество художницы на выставке показано в ретроспекции — представлены работы с 1936 по 1988 годы. Волшебные образы ее композиций переносят зрителя в мир народной фантазии и древних верований, переосмысленных и заново рожденных творческим воображением мастера. Вместе с тем они родственны традиционному народному искусству Украины — еще один штрих, который делает произведения Марии Примаченко уникальными и узнаваемыми.


https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/e2b/654588.jpg

«Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко само упало в рот, а воно його — у лоб». 1968

Впервые на выставке показывают два альбома рисунков, созданных художницей в 1940-е годы — это уникальные экспонаты, ведь произведений Марии Примаченко, созданных в годы войны, практически не сохранилось. А «пролистать» альбомы посетителям позволяет специально подготовленное слайд-шоу.


Альбом с работами Марии Примаченко. 1940-е годы. Источник фото.

«Рисую солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» — Мария Примаченко.




Мария Примаченко - признанный во всем мире мастер «наивного искусства». Ее работы показывали в Париже и Праге, Варшаве и Монреале. Рассказывая о художнице, часто приводят такую историю: увидев работы Примаченко на Всемирной выставке в Париже в 1937 году (удостоенные, к слову, золотой медали), Пабло Пикассо сказал: «Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки». И и добавил, что если бы Примаченко жила во Франции, она могла бы быть известнее, чем он.
Второй из любимых фактов о Марии Примаченко — то, что экзотических зверей она видела лишь по телевизору, а в зоопарке не была — окружение не приветствовало эту идею, чтобы художница по-прежнему создавала «невиданных зверей», а не рисовала обычных львов, обезьян и крокодилов.



«Хорошо я пишу»

Создавая свои работы, Примаченко использовала самые обыкновенные материалы: рисовала в альбомах и на ватмане, акварелью и гуашью. Ее ранние работы в основном выполнены акварелью, они не слишком яркие по цветам.



Яркое, самобытное творчество Марии Примаченко искусствоведы ставят в один ряд с работами всемирно известных примитивистов Анри Руссо и Нико Пиросмани. Ее работами восхищался Марк Шагал, а Пабло Пикассо говорил: «Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки». Картины Примаченко стали своеобразным феноменом



Отец Марии был плотником и резчиком по дереву, бабушка красила и расписывала писанки, а мама была искусной вышивальщицей. От них Марийка унаследовала умение создавать дивные орнаменты. В 1930-е годы Мария была известной мастерицей вышивки, ее рушники и панно экспонировались на районных и областных выставках народного творчества и отличались от традиционных украинских узоров самобытными рисунками.



  • Фото с выставки

  • (источник - страница музей в фейсбуке)

На выставке в Иванкове работы Марии Примаченко увидела Татьяна Флору, мастер ткачества, преподававшая в киевской Школе народного искусства. Ей так понравились работы Марии, что она приехала знакомиться к ней в Болотню и была впечатлена росписями в хате и рисунками из альбома Примаченко.
Татьяна Флору предложила Марии поехать в Киев, где при Всеукраинском государственном музее в 1934 году были организованы Центральные экспериментальные мастерские народного искусства с отделениями ткачества, керамики, резьбы, декоративной росписи. В 1936 году они были реорганизованы в Школы народных мастеров, которую и закончила Мария Примаченко. Школа размещалась в одном из корпусов Киево-Печерской Лавры, там же были мастерские и общежитие. Преподавали в Школе известные художники: Анатоль Петрицкий, Василий Кричевский, Иван Падалка, Василий Касиян, Михаил Дерегус. Это было золотое время для учеников и их учителей.

На Международной выставке в Париже в 1937 году работы Марии Примаченко были удостоены золотой медали и с тех пор ее картины с огромным успехом экспонировались на выставках в Праге, Вене, Монреале, Софии, Варшаве. Последовали другие знаки официального признания: звания Лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко, народной художницы Украины. Несмотря на почести и награды, художница не оправилась покорять города и всю жизнь провела в родном селе. Зато к ней в село Болотно приезжали художники, писатели, режиссеры, певцы: среди них были Татьяна Яблонская, Николай Глущенко, Сергей Параджанов, Николай (Мыкола) Бажан, Павел (Павло) Тычина…



Мария Примаченко «Павичка жде свого із космосу чоловічка»

Любимый человек Василий  погиб на фронте
и в 1987 году она написала эту работу















Работа Марии Примаченко из коллекции НМУНДИ.



«Квіти-оченята». 1962. Бумага, гуашь . Коллекция НМУНДИ

Позже художница стала работать на листах большего формата и полюбила яркие, насыщенные тона гуаши, заполняя красками всю поверхность рисунка.
Мария Авксентьевна Примаченко. Два сокола

Два сокола
Мария Авксентьевна Примаченко
1978


Мария Авксентьевна Примаченко. Морський коник рибами питається у морі ховається

Морський коник рибами питається у морі ховається
Мария Авксентьевна Примаченко
1977
Мария Авксентьевна Примаченко. Полесская украинская свадьба

Полесская украинская свадьба
Мария Авксентьевна Примаченко
1985
Мария Авксентьевна Примаченко. Кочубарки у горосі, нема ніде і досі

Кочубарки у горосі, нема ніде і досі
Мария Авксентьевна Примаченко
1987

Мария Авксентьевна Примаченко. Українці пляшуть і хліб пашуть, очерет осока для товару. Паша, сватай мене, козаченьку, то буду ваша

Українці пляшуть і хліб пашуть, очерет осока для товару. Паша, сватай мене, козаченьку, то буду ваша
Мария Авксентьевна Примаченко
1986

Мария Авксентьевна Примаченко. Ваня веде коня

Ваня веде коня
Мария Авксентьевна Примаченко
1986
Мария Авксентьевна Примаченко. Під вишнею, під черешнею стояв старий з молодою як із ягодою

Під вишнею, під черешнею стояв старий з молодою як із ягодою
Мария Авксентьевна Примаченко
1984


Мария Авксентьевна Примаченко. Ой кум до куми судака тащить. Кумонько і голубонько, звари мені судака, щоб і юшка була і юшечка і петрушечка.  Ой ти, моя кума, душечка
Ой кум до куми судака тащить. Кумонько і голубонько, звари мені судака, щоб і юшка була і юшечка і петрушечка. Ой ти, моя кума, душечка
Мария Авксентьевна Примаченко
1988

Мария Авксентьевна Примаченко. Зверь Гороховое чучело

Зверь Гороховое чучело
Мария Авксентьевна Примаченко
1985


На данном изображении может находиться: 1 человек, часть тела крупным планом12 января 1909 г. родилась  Мария Авксентьевна Примаченко(1909-1997) с. Болотня ( в наст. время Иванковского района Киевской области Украины)- популярный художник Украины, лауреат национальной премии Украины Тарас Шевченко.
Творческий путь художника начался в 1935 году, когда она была приглашена в Киев для работы в экспериментальной студии для подготовки первой украинской выставки народного творчества.
Мария Примаченко создала свой собственный арт-стиль, в рамках которого - бесконечные варианты декоративных, орнаментальных жанровых  пейзажей, треков с цветами, птицами и звездами.
 Легенды края, в котором жила художница, нашли свое оригинальное отражение на бумаге. Образы ее треков несут нас в мир народной фантазии, древней веры, творческого воображения. Вместе с тем они связаны с традиционным искусством Украины

Самая большая коллекция работ Примаченко, более 650 композиций 1936-1987.г хранится в Национальном музее украинского народного декоративно-художественного искусства.


Это емкие и колоритные мифы о необыкновенных персонажахХудожница писала в основном гуашью, подписывала свои работы «М. П.», а на обратной стороне работы писала название, которое дополняло и придавало ее картинам новые смыслы или раскрывало содержание работ. Эти небольшие тексты в виде стихов, поговорок, присказок или пожеланий составляют неотъемлемую часть творчества художницы. Фантастические названия-подписи художница писала на народном наречии, не соблюдая правил пунктуации и грамматики — Мария Примаченко окончила четыре класса школы. Простые, по-хорошему наивные, эти подписи звучат остроумно и забавно. «Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет».
Интересно, что экзотических зверей Мария Примаченко видела лишь по телевизору, а в зоопарке не была - окружение не приветствовало эту идею, чтобы художница по-прежнему создавала "невиданных зверей", а не рисовала реальных львов, обезьян и крокодилов.Художницы не стало в 1997 году, когда ей было 89 лет, и до последнего дня она рисовала, несмотря на тяжелую болезнь — полиомиелит, которой болела с детства. Ее картины и творчество помогали ей жить.

По решению ЮНЕСКО 2009 год стал годом Марии Примаченко: так мир отметил ее 100-летинй юбилей.


Выставку «Мария Примаченко. Фантасмагории» в Национальном музее украинского народного декоративного искусства можно посетить до 24 марта 2019 года.
Tags: ЖИВОПИСЬ, наив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments