Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

выдающийся французский фотограф и скульптор Мишель Сима \ Михал Змаевский



Сима, прежде всего, считал себя скульптором, фотография была для него, скорее
Мишель Сима снимал портреты друзей – художников, определивших стиль ХХ века



Мишель Сима и Пабло Пикассо.

Мировую известность ему принесла именно фотография. На протяжении 10 лет, он создавал портреты своих друзей-художников, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франсис Пикабиа, Осип Цадкин, Альберто Джакометти, Жан Кокто, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Андре Дерен, Ле Корбюзье, Марк Шагал, Хуан Миро и многие другие.

Дружбе с художниками он обязан и своим именем. Его псевдоним – это анаграмма, идею которой подсказал Поль Элюар: SIMA – перевернутое слово AMIS (друзья).

хобби, а не профессией.



Мишель Сима.

Художник и его творчество – тема, которая интересовала Мишеля Сима-фотографа в первую очередь. На всех снимках Сима художники запечатлены в мастерских, за работой. Но это не просто фиксация разных этапов художественного процесса.

Благодаря дружбе со своими героями и доверию, царившему на съемочной площадке, ему удалось создать уникальные произведения, раскрыв тончайшие нюансы личности каждого персонажа, передав его неповторимую творческую ауру.

Каждый художник, позируя среди своих работ в комфортной для себя обстановке ателье, словно сам рассказывал о себе зрителю.

В предисловии к вышедшему в 1959 году фотоальбому Мишеля Сима «Лица двадцати одного художника», посвященному легендарной «Парижской школе» Жан Кокто написал:

«У вас, мой дорогой Сима, возникла похвальная идея запечатлеть лица художников как бы в полете – волнующие лица творцов в борьбе с чудищами, которых они сами породили, апокалиптических всадников, ввергающих нас в лабиринт, где нас охватывает дикое, двойственное желание, не встречаясь с Минотавром, все-таки его увидеть».

Увлечение Сима фотографией закончилось в тот момент, когда он взял в руки фотоальбом «Лица двадцати одного художника». Разочарование качеством печати было безмерным. Сима решил никогда больше не публиковать ни одной фотографии и посвятил себя работе скульптора до самой своей кончины в 1987 году.

Карьера Сима-фотографа продлилась всего десять лет. Но за это десятилетие он успел невероятно много.

«Он не просто фотограф, но фотограф, открывающий дверь за кулисы творческого процесса, которая прежде была закрыта… Сима фотографировал выдающихся художников прошлого века – своих друзей.

Он был частью их мира, он приходил к ним не как профессиональный фотограф-портретист, наблюдал за ними не как журналист, а был одним из них. Он смотрел на них так, как они смотрели на него – с доверием …

То, что он нам показывает, больше нигде не найдешь: братское единение, удивительную, потрясающую взаимную близость фотографа и модели» — написал близкий друг Мишеля Сима, Жан-Люк Месонье в послесловии к книге «Мишель Сима – художник в мастерской», выпущенной в 2008 году.

Мишель Сима. Жан Кокто
Наследие Мишеля Сима, предоставлено Куно Фишером



Франсис Пикабиа



Альберто Джакометти



Жорж Брак



Огюст Эрбен



Анри Матисс



Хуан Миро




Пабло Пикассо



Ман Рей



Марсель Дюшан.



Жоан Миро, ок. 1955.



Морис Утрилло, ок. 1955.

Фотопортреты художников, с которыми дружил Мишель Сима 22

Макс Эрнст, 1955 год.




Фернан Леже, 1955.



Лоран Анри, 1955.

Фотографии представлены:

© Коллекция Куно Фишера, Галерея Фишера, Швейцария

© Наследие Мишеля Сима

Михаил Змаевский юношей уехал из польской провинции в Париж учиться на скульптора. Брал уроки у Осипа Цадкина и благодаря ему подружился со многими, если не со всеми тогдашними и будущими знаменитостями. Поль Элюар придумал ему красивый псевдоним. Возможно, Мишель Сима так бы и остался скульптором, пытавшимся превзойти учителя – что маловероятно, судя по его фотографии среди собственных скульптур, – но во время войны французские власти выдали его немецким, а те отправили еврея в концлагерь.

Если для кого искусство и кончилось после Освенцима, так это для Сима. Он был сломлен, не мог работать. По совету Пикассо стал фотографировать – сначала этого гения за работой, а потом и других своих друзей. Съемки длились около 10 лет, потом вышла книга его фотографий, так ужаснувшая автора качеством, что он оставил камеру и вернулся к скульптуре.

В сущности, Сима делал портреты парадные, торжественные – творцов среди их творений, адресат – вечность. Но делал это легко и в меру изобретательно, со вкусом, каждый раз создавая памятник – не скульптурный, фотографический.


Выставка "Гении в мастерских и закулисье Парижской арт-сцены."
в Московском доме фотографии
прошла в феврале 2017
Tags: ФОТО
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments