Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

выставка "Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века"


27 февраля в Историческом музее открылась выставка


816289561258612985698165986152.jpg

"Аристократический портрет в России
XVIII – начала XX века"

Иоанн Лигоцкий. Портрет графини А. П. Шереметевой. 1769 г.


Экспозиция, состоящая из 120 живописных работ, собранных, в основном, из национализированных родовых галерей (хотя есть и совсем новые приобретения, а также полотна из частной коллекции).


https://kudamoscow.ru/uploads/09f4c5a3beb917bac7390da32399d1c5.jpg


Здесь есть всё - от Ф.С. Рокотова до В.А. Серова, от Александра Рослина до Джованни Больдини. Некоторые из залов украшают также бюсты русских дворян. А ещё есть просмотровая, где показывают лиричные слайдшоу с картинами.


https://kudamoscow.ru/uploads/5e4e1fe4aa263a394625a3bd9e2c4d29.jpg

Так что выставка прекрасно позволяет понимать все нюансы, происходившие при эволюции дворянского портрета - от несколько грубоватых работ 1-й половины XVIII века до подлинно русских романтичных работ последующих эпох.

Долгорукая Екатерина Васильевна (1791 – 1862/1863),

«Танец с шалью». Автопортрет (?). 1800-е гг.

Портреты представителей древних русских родов и новой знати создавались «для памяти потомству своему…» не только лучшими отечественными столичными и иностранными живописцами, но и скромными усадебными художниками.


Карл Йозеф Штиллер. Портрет князя Г. Г. Гагарина. 1837-1839 гг.

В собрание Исторического музея портреты поступили в основном из национализированных портретных галерей князей Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, древних родов Нарышкиных, Глебовых-Стрешневых и других представителей дворянского сословия.


https://3.404content.com/resize/730x-/1/F2/68/1637067862964963247/fullsize.jpg


Моллер Федор (Отто Фридрих Теодор) Антонович. (1812, Кронштадт – 1874, Петербург)

Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых. Италия, Рим. Около 1847 г.

Куплен в 1961г. у В.В. Черткова, сына В.Г. Черткова, друга Л.Н. Толстого.

Фёдор Антонович Моллер был сыном морского министра и сам готовился к военно-морской карьере. Офицер, воспитанник Морского кадетского корпуса, он посещал занятия в Академии художеств, где вскоре стал любимым учеником Карла Брюллова. Для совершенствования своего художественного мастерства он уезжает в Италию, там особенно сближается с Гоголем и пишет его портреты. Вернувшись, создает картины на библейские и исторические сюжеты для Большого Кремлевского дворца в Москве, Исаакиевского собора в Петербурге. Преподавал, был академиком и профессором Императорской академии художеств.


На портрете изображены супруги – полковник в отставке, участник войны с Наполеоном, камергер, тайный советник, шталмейстер Двора, родоначальник рода графов Чернышевых-Кругликовых Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов; его жена - сестра декабриста З.Г. Чернышева графиня Софья Григорьевна Чернышева; их дочери-близнецы - графини Елизавета Ивановна, в замужестве Черткова, и Александра Ивановна, в замужестве Пашкова; их сыновья - графы Ипполит Иванович и Евгений Иванович.

Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых вместе с помещенными в раме четырьмя овальными портретами членов семьи Бибиковых и автопортретом самого Моллера по смыслу представляет семейный алтарь – вскоре супруги Чернышевы-Кругликовы ушли из жизни, а портрет сохранился в семье Чертковых до поступления в музей.


Франц Николаевич Рисс (1804-1886)

Портрет светлейшей княгини Т.В. Голицыной. 1835г.

Портрет находился в подмосковном имении князей Голицыных Большие Вяземы


Татьяна Васильевна Голицына (1782/3 — 1841), урожденная княжна Васильчикова, дочь бригадира В.А. Васильчикова и Е.И. Овцыной. Жена светлейшего князя Д.В. Голицына.

До замужества была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины 2-й степени (малого креста).

Т.В. Голицына была известна своей благотворительностью: ее попечением в 1825 г. был основан Московский дом трудолюбия, позднее преобразованный в Елизаветинский институт благородных девиц, где получали образование дочери младших офицеров и чиновников.

Ею были учреждены сиротские училища, особенно заботилась она «о распространении образования среди девиц бедного класса».


В коронацию императора Николая I княгиня была пожалована в статс-дамы императрицы Александры Федоровны, имела жалованный наградной браслет с миниатюрным портретом императрицы в бриллиантовом обрамлении.


https://3.404content.com/resize/730x-/1/72/38/1637067862426519470/fullsize.jpg

Портреты Princess Betsy, как называли светлейшую княжну Елизавету Александровну Чернышеву в свете, создавались модными европейскими художниками середины XIX века – А-Ж. Периньоном, Ф-К. Винтерхальтером с натуры. Автором конного портрета Елизаветы Александровны стал британский живописец Генри Эндрюс.

Среди блестящих салонных образов это небольшого размера произведение, стилизованное под парадное, отличается условностью - с румяными расписными щечками, глазками - пуговками и ротиком-бантиком. Портрет со всеми его деталями близок к жанровой сцене портрета-прогулки, популярного в Англии. Изображенная лошадь, на которую, как на пьедестал, вознеслась фигура княжны, выглядит как игрушечная, а лежащая у ног амазонки собака – как декоративная скульптура.

Эндрюс не случайно запечатлел разновидность породы ньюфаундленд, которой дали имя прославленного художника-анималиста XIX века академика сэра Эдвина Лэндсира.

Эта собака была национальной гордостью англичан и стала символом благородства, преданности и отваги. Маленькая деталь пейзажного фона портрета – колокольчик, висящий на сосне у бокового фасада усадебного дома, намекает на незаметный, не парадный въезд для всадницы, окончившей свою прогулку.


Долгорукая Екатерина Васильевна (1791 – 1862/1863),


«Танец с шалью». Автопортрет (?). 1800-е гг.

Княжна Екатерина Васильевна Долгорукая, в замужестве светлейшая княгиня Салтыкова. Художник-любитель, портретист. Вместе с матерью, княгиней Е.Ф. Долгорукой, урожденной княжной Барятинской, ребенком уехала в Париж, где брала уроки живописи.


Работала в технике масляной живописи и пастели. Известно несколько её автопортретов в собрании Государственного исторического музея. Екатерина Васильевна всю жизнь провела на придворной службе в царствования императоров Александра I, Николая I и Александра II, будучи одной из самых приближенных к царской фамилии.

На портрете княжна изображена в танцевальной позе. «Танец с шалью» исполнялся на сцене и в салонах в начале XIX века. Впервые танец-пантомиму, позволявший выразить эмоции «посредством драматических поз», показала возлюбленная адмирала Нельсона Эмма Лайон, леди Гамильтон.


Он описан в романе Жермены де Сталь «Дельфина», а также в романе Юлии Крюденер «Валери», где говорится о русском танце «на обеде у прелестной г-жи Р. [екамье]»: «Я увидел, как иностранка накинула красную шаль и стала показывать г-же Р. [екамье] танец своей страны, принимая различные позы. До этого момента я не имел представления о том, что такое танец.

Это был язык меланхолии, целомудрия, благородства, нечто, что может дать почувствовать только душа, сообщив очарование чистым и дивным формам».


Возможно, портрет отражает реальный случай парижской жизни семьи Долгоруких.

В дневнике за 5 декабря 1803 года дочь баронессы Юлии Крюденер Жюльетта, описывает вечер в салоне княгини Долгорукой: «Маленькая княгиня Долгорукая исполняла танец с шалью и пропела куплеты, посвященные матери.

Она так растрогалась, когда пела, что под конец разрыдалась».

Портрет представляет редкий образец дамских дилетантских занятий живописью в аристократической придворной среде.


Неизвестный художник. Западная Европа. Первая половина XIX века.

Портрет княгини М.Ф. Барятинской с сыном. 1820-е.

Мария Федоровна Барятинская, урожденная графиня Мария-Вильгельмина-София Келлер (1792 - 1858), дочь прусского дипломата Л.Х. Келлера и Л.-Л. Сайп-Витгенштейн, княгиня, вторая жена князя И.И. Барятинского. Будучи матерью семерых детей, Мария Федоровна проживала в родовом имении Барятинских Курской губернии, названном в ее честь Марьино, после чего переехала в Петербург. Известная благотворительница, лютеранка, она учредила Общину сестер милосердия во имя Христа Спасителя при приходе церкви Св. Анны в Петербурге.

В 1843 году после смерти дочери Марии основала в память о ней Мариинский приют для бедных вдов и женщин. Отличалась редкой красотой.



Константин Егорович Маковский (1839 – 1915)

Портрет княгини З.Н. Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон. 1900-е гг.


Портрет принадлежал собранию Юсуповых, находился в кабинете князя Ф.Ф Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона в доме в Большом Харитоньевском переулке в Москве.

Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России XIX века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства. Родился в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Императорской Академии художеств, но диплома не получил, отказавшись писать картину на сюжет скандинавской мифологии. В 1880-х гг. приобрел известность, как модный автор портретов и исторических картин, отойдя от идеалов передвижников. Его жизнь оборвалась трагической случайностью – в экипаж художника врезался трамвай.


Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939), дочь князя Николая Борисовича Юсупова и княгини Татьяны Александровны, урожденной графини Рипобьер. Последняя в роде Юсуповых, княгиня вышла замуж за графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона. С 1891 года Зинаида Николаевна и ее муж получили право именоваться князьями Юсуповыми, графами Сумароковыми-Эльстон. Состояла в родстве с императорской семьёй благодаря женитьбе младшего сына Феликса на великой княжне Ирине Александровне, племяннице императора Николая II. В 1916 году Феликс был инициатором заговора и участником убийства Григория Распутина.


З.Н. Юсупова активно занималась благотворительностью, на ее средства был построен Римский зал Музея изящных искусств в Москве (ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Старший сын княгини Николай в 1908 г. был убит на дуэли. Юсуповы уехали из России в Италию в апреле 1919 года и поселились в Риме. В эмиграции Зинаида Николаевна участвовала в работе общества «Красный Крест»: организовала бесплатную столовую для неимущих соотечественников, «бюро приискания работы» и белошвейную мастерскую.

Современники отмечали, что «маркиза нашего времени» княгиня Юсупова была не только «совершенным типом очаровательной светской женщины», но и идеальным выражением национальной красоты. Артистизм княгини, воспитанный любительскими благотворительными спектаклями, которые давались в усадебном Архангельском театре, придворными маскарадами и костюмированными приемами в московском доме, производил особое впечатление, когда она облекалась в старорусский наряд и исполняла «русский» танец.

На портрете К.Е. Маковского Зинаида Николаевна представлена в стилизованном русском наряде, близком «замечательному воспроизведению картины XVII века», как назвал знаменитый бал 1903 года в Зимнем дворце великий князь Александр Михайлович.

«Княгиня была очень красивой женщиной, она обладала такой замечательной красотой, которая остается символом эпохи, - писала современница, испанская инфанта Эулалия. — На приеме хозяйка дома была в придворном туалете, расшитом бриллиантами и чистейшим восточным жемчугом.


Высокая, восхитительной красоты, она носила кокошник, украшенный гигантскими жемчужинами и бриллиантами, которые превращали его в целое состояние из драгоценных камней.


Ослепительное сочетание фантастических драгоценностей Востока и Запада дополняло ансамбль. Жемчужное колье, массивные золотые браслеты с византийскими мотивами, подвески с жемчугом и бирюзой, кольца, сверкавшие всеми цветами, делали княгиню Юсупову похожей на императрицу Нижней Империи».



Больдини Джованни (Boldini Giovanni). (1842, Феррара – 1931, Париж)

Портрет великосветского поэта, композитора, драматурга, актера-любителя, коллекционера графа Сергея Платоновича Зубова (1881– 1964)

Франция, Париж (?). 1913 г.

Находился во дворце графов Зубовых в Петербурге

Дж. Больдини (G. Boldini) – знаменитый итальянский живописец, портретист. Начинал обучение у своего отца - художника А. Больдини в Ферраре. С 1862 г. работал во Флоренции в кругу мастеров «Школы маккьяйоли», сочетавших веризм с пленэрной живописью. В 1875 г. переехал в Париж, вместе с импрессионистами выставлялся в Салонах.

В 1890 – 1900-е гг. создал портреты-панно удлиненной формы, на которых изобразил известных музыкантов, артистов и художников – Джузеппе Верди, Руджеро Леанкавалло, Джеймса Уистлера, графа Роббера де Монтескьё. В 1910 г. работал в черной гамме в духе старых мастеров.

Один из модных салонных портретистов, чей стиль повлиял на художников объединения «Мир искусства».


Граф Сергей Платонович Зубов (1881 – 1964), потомок графа Николая Александровича Зубова, брата фаворита императрицы Екатерины II Платона Зубова.


Родился в Москве, много путешествовал по Европе, жил в Петербурге. С.П. Зубов писал и издавал поэмы и пьесы, одна из которых была поставлена на сцене Императорского театра. Первым браком был женат на графине Е.А.Шереметевой, с которой потом развёлся.


Зубовы активно занимались благотворительностью: в годы Первой мировой войны они жертвовали средства военным госпиталям, на строительство инвалидного дома и организацию санитарного поезда.


В 1917 г. почти все Зубовы эмигрировали в Европу. После путешествия по миру С.П. Зубов вместе со своей второй женой аргентинкой Росарио Джулией Шиффнер де Ларечча (1892– 1984) поселился в Буэнос-Айресе. Супруги Зубовы собрали коллекцию русского искусства, которая была передана в созданный ими в Женеве Фонд «Памяти графини Татьяны Зубовой», их трагически погибшей дочери. Сейчас коллекция расположена в небольшом музее на улице Гранж, в уютной атмосфере особняка Зубовых XVIII века.


Портрет графа С.П. Зубова является единственным произведением Дж. Больдини в музейных собраниях Российской Федерации.

Владимир Лукич Боровиковский. Портрет графа Н. П. Шереметева. 1817-1819 гг.



Василий Андреевич Тропинин. Портрет графа Н. П. Панина. 1830-е гг.



Кристина Робертсон. Портрет графа В. П. Давыдова. 1840 г\


Франц Николаевич Рисс. Портрет светлейшего князя Д. В. Голицына. 1835 г.



Василий Андреевич Тропинин. Портрет И. В. Тутолмина с орденом Св. Андрея Первозванного. 1830-е г.

Экспозиция сопровождается скульптурными портретами и фотографиями усадебных интерьеров. На выставке будут представлены произведения живописи из частной коллекции А. Г. Егорова.

картинки с выставки:


Увеличенное изображение

Увеличенное изображениеУвеличенное изображение

https://obiskusstve.com

https://shm.ru/shows/13038/
https://kudamoscow.ru


131393325_130748263_3906024_123590157_5633177_0_bc4bf_30918a2b_S (148x150, 28Kb)

Tags: выставка, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments