Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Багет / "Не хватает шлагбаума. Это и есть рамка. "- Хосе Ортега-и-Гассет


«Искусство состоит из ограничений. Самая красивая часть каждой картины — это рама».
Г. К. Честертон


kartina_maslom_v_massivnoj_derevjannoj_rame (700x599, 474Kb)

Какие задачи решали мастера прошлого, создавая обрамление картин и зеркал, каких результатов достигали, что порождало спрос и каким было предложение? Какие роли отводили рамам, как менялись техники и технологии их изготовления, и какие методы применяют в настоящее время?

Фото работы Васнецова в раме.

Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. как вы раму подберете — так картина «запоет». 

Багетом называют бруски,

имеющие гладкий или резной профиль, из которых изготавливают рамы для оформления картин, фотографий, вышивки и других плоскостных объектов изобразительного и прикладного искусства.

DSCN4226 (700x583, 580Kb)

И.Е.Крачковский "Перед грозой"

Термин «багет» родом из Франции — от слова baguette, в буквальном переводе означает «палочка».Полотно без рамы, затертое среди обиходных вещей, теряет красоту и силу. Нам не по себе, когда реальная стена вдруг обрывается, и мы без предупреждения, с маху попадаем в нереальное пространство картины. "Не хватает шлагбаума. Это и есть рамка. "- Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ


DSCN4226 (700x135, 154Kb)

Традиционно багет и рамы для картин изготавливали из дерева, но также нередко встречались рамы из серебра, бронзы и других металлов.



Гуннар Фредрик Берндтсон. «В багетной мастерской».

На протяжении веков мода и стиль рам для картин менялись, как и художественные направления и интерьерные течения.
Отделять изображение от фона с помощью рамы стали достаточно давно. Греки рисовали рамы на фресках, украшавших стены дома. Египтяне создавали картины, где рама была составляющей частью деревянной доски с изображением. Впоследствии картины являли собой преимущественно иконографические изображения, а рама служила своеобразной границей между земным и небесным мирами.



Ренуар-роза+в+вазе (500x588, 418Kb)

О.Ренуар

фрагмент+рамы+-+Ренуар+-+розы+в+вазе (500x600, 414Kb)

Но одно оставалось неизменным - это связь между рамой и картиной, хорошо подобранная рама подчеркивает индивидуальность картины и ставит картину, а не раму, на первый план.

Regeneration Egypt

Прообразы современной картинной рамы использовались художниками Египта и древней Греции для того, чтобы разделить настенные изображения на отдельные секции.

Иван Кузьмич Макаров. Портрет неизвестной (в авторской раме)

Портрет неизвестной (в авторской раме)

Иван Кузьмич Макаров

1860

Для выделения фресок или мозаики на общей плоскости стены использовали нарисованную узорную или однотонную рамку; часто картины помещали в ниши. Самым старым рамам, найденным археологами при раскопках гробниц Египта — более 4 тысяч лет. Картины рисовали чаще всего на дереве, рама и основа картины представляли собой единое неделимое целое.

https://versiya.info/uploads/posts/2018-12/1544885482_bez-nazvanija-5.jpg

В средние века багет был не столько художественной, сколько архитектурной деталью: резными деревянными планками декорировали интерьеры храмов, алтарные группы, оформляли проемы и арки, дверные узлы.



Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа».
1480−1482 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Фото: Дмитрий Казаков. Источник фото.

Одна из первых «Мадонн» великого Леонардо была подарена художником своему другу и меценату, адмиралу Франции Шарлю II д’Амбуазу. Косвенное подтверждение этого факта — герб д’Амбуазов на основании левой резной колонны деревянного обрамления картины.



При обрамлении икон планки для рамы стали изготавливать отдельно и приклеивать либо прибивать к основе — картины и иконы, созданные до XIV века, как правило, имели в основе деревянную доску.


Считается, что автором первой

отделенной от изображения рамы стал художник Джентиле да Фабриано. Его алтарная панель «Поклонение волхвов», обрамленная резной архитектурной рамой сложной островерхой конструкции, была создана в 1423 году. Несколько позже в оформлении рам появились драгоценные и полудрагоценные камни, багет инкрустировали жемчугом, перламутром и слоновой костью.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Джентиле да Фабриано

1423, 282×303 см

С развитием портретной живописи художникам понадобились новые недорогие варианты оформления своих работ — так родились кассетные рамы, иначе называемые «коробочка». Их элементы конструктивно соединялись под различными углами — 45 (т.н. митровое соединение), и 90 градусов, и имели одинаковый несложный узор по всей длине багета.

В середине XVI века главный архитектор Венеции, скульптор Якопо Сансовино, создал собственный тип рамы, включив в украшение багета резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных. Этот тип рамы получил имя создателя — «рама Сансовино». Во времена Ренессанса изготовление рам для картин стало отдельным искусством, живописцы создавали изысканные эскизы для резного багета и часто выполняли рамы самостоятельно.

Эль Греко. «Христос, несущий крест» в «раме Сансовино». Источник фото: metmuseum.org.

В 2015 году в лондонской Национальной Галерее проходила специальная выставка, посвященная рамам Сансовино. Среди жемчужин — картины Тициана, обрамление которых прекрасно сохранилось

С изобретением и распространением масляной живописи художники Ренессанса стали использовать в качестве основы картины загрунтованный холст, натянутый на подрамник.

Для оформления таких работ нужны были новые профили багета, учитывающие толщину подрамника, которая варьировалась от мастера к мастеру. Барокко принесло с собой моду на овальные, богато украшенные рамы — это во многом было связано с овальной же формой портретов, создаваемых художниками того времени. Вошли в моду резные украшения в виде гирлянд из фруктов и цветов.
https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/d47/752157.jpg

Предположительно, Тициан. «Урок музыки». Ок. 1535. Картина в раме Сансовино. Фото: © Национальная галерея, Лондон

Рамы стали сложными произведениями искусства, которые украшались резьбой, золотом, драгоценными камнями, мозаичными вставками. Все это богатство олицетворяло представления молящихся о жизни на небесах. А золотые лучи и нимбы, простирающиеся от ликов святых к внешним краям золоченых же алтарных рам, символизировали присутствие небесных сил на земле.


Жан-Леон Жером. Людовик XIV и Мольер

Людовик XIV и Мольер

Жан-Леон Жером



королевские семьи стали приобретать произведения искусства и украшать ими свои жилища. Ценность картины зачастую была неотделима от роскоши рамы, в которую она была заключена.


https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/8f2/701116@2x.jpg

Фон, интерьер — все играет свою роль и создает различное впечатление от одной и той же работы в раме. Посмотрите, как по-разному представляют картину Вермеера музейщики разных стран.
С учетом вкуса заказчика менялся фасон рамы, она становилась все более пышной — так появился еще один тип рамы, называемый «галерейной».



Такая рама могла иметь симметричные вертикальные стороны, а верхняя и нижняя планки были различной ширины и имели отличия в узоре. Среди элементов украшений появились раскрашенные гербы и картуши, знамена и оружие.

Константин Егорович Маковский. В мастерской художника (в авторской раме)

В мастерской художника (в авторской раме)

Константин Егорович Маковский

1881, 212×155 см

Рококо подчинило стилистику рамы общей архитектурной отделке интерьеров, привнеся в багетные узоры сложные завитки и венки, вензеля и гирлянды. А вот ампир , напротив, придал рамам строгости и привнес в обрамление картин античную стилистику и симметрию. Классицизм лишил картинные рамы причудливости и резьбы — багет стал гладким, а на первое место выступила природная красота дерева ценных пород.


На выставке современного художника Игоря Гусева в Одесском художественном музее: «новоделы» внедрены в традиционную экспозицию
Материал для багета всегда имел большое значение: для простых профилей использовали тополь, для более мелких сложных узоров — липу. Готовые рамы покрывали позолотой. Дорогая древесина грецкого ореха использовалась для незолоченых или частично золоченых рам — так подчеркивалась изысканная структура самого материала. Цвет древесины грецкого ореха считался настолько красивым, что мастера научились его имитации в багетах из других пород дерева. Высоко ценились рамы из черного дерева — так называемые «эбеновые», а также красного и розового дерева.

Рама имеет значение: сравните позолоту, дуб, черное дерево.

Картина Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо» за время пребывания в Рейксмузеуме несколько раз «меняла» рамы. После реставрации, предваряющей японские гастроли работы, завершившиеся в 2012 году, картине «примерили» современную раму «под черное дерево»: видимо, учли предпочтения самого Вермеера. Большей частью там, где он изображал интерьеры с картинами на стенах (к слову, это были работы из коллекции тещи), рамы довольно просты с виду, по-видимому — как раз эбеновые. Но музейщикам такой вариант не понравился: картина стала смотреться тускловато. Так что они пока в поисках идеала: достойной рамы черного дерева XVII века. В настоящее время используется позолоченный вариант времен французского Регентства" (XVIII век).


  • Владимир Боровиковский, «Лизынька и Дашинька», 1794. Рама к картине выполнена во второй половине 19-го века, вероятно, из липы.


  • На раме к «Неравному браку» Пукирева мы видим флердоранж – цветки апельсинового дерева. Ими принято украшать и голову невесты


Фоторепортаж Софьи Багдасаровой

На выставке Василия Верещагина в Третьяковской галерее публику поразили рамы. Художник непосредственно участвовал в их проектировании, следуя не только эстетике, но и различным нетривиальным идеям.

Так, «…при посещении выставки понимаешь, что его полотна сливаются в единый „золотой иконостас“,

из которого взирают лики индусов, туркменов, японцев, представителей низших слоев общества…»

Раньше изготовление резного багета было исключительно ручным трудом, секреты золочения, грунтовки и резьбы передавались из поколения в поколение. Только в начале ХХ века багет стал изготавливаться фабричным способом. Современный багет делают из дерева, пластика или металла.

Для деревянного багета в настоящее время используют как твердые, так и мягкие породы древесины. Материал для багета должен иметь однородную структуру, быть сухим и выстоянным, чтобы дерево впоследствии не «повело». В процессе производства багет обрабатывают специальными пропитками и лаками, многократно шлифуют.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/1da/701522@2x.png

Работа Караваджо в Венском музее истории искусств

Для получения узорчатых рельефов используются специальные пастозные материалы или фрезерный станок. Для того, чтобы получить красивое и гармоничное обрамление, мастера-багетчики подбирают узор и рельеф багета так, чтобы он идеально совпадал в местах соединения. Цвет багета также играет большую роль в обрамлении картины и подбирается как под цветовую гамму изображения, так и под основные цвета интерьера, в котором ее поместят.

Истинные мастера обрамления картин нарабатывают опыт годами, владеют множеством сопутствующих знаний и умений, прекрасно разбираются как в искусстве, так и в дизайне интерьеров.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/2d4/701564@2x.jpg

Помимо направленности на визуальную гармонию, создание «правильной» рамы для конкретного произведения искусства влечет за собой расчет самых разных технических параметров.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/efe/701499@2x.jpg

Рама — это не только художественное обрамление, но еще и несущая конструкция для картины, место которой — на стене. Следовательно, система подвеса и удержания картины — еще одна составляющая качественно сделанной рамы, за которую отвечает мастер-багетчик.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/f87/701504@2x.jpg


Сегодня картины часто помещают под стекло — значит, багет конструктивно должен быть предназначен для картин с остеклением, а сама рама сделана настолько прочно, чтобы выдержать общий вес оформленного произведения, которое годами будет висеть на стене и радовать глаз владельца.

https://artchive.ru/res/media/img/oy1000/article/8d1/751946.jpg

Венецианское зеркало в богато украшенной инкрустированной раме с резными деталями. Источник.


Еще одним применением талантов багетчиков стало обрамление зеркал. С начала XV века пальму первенства по их изготовлению держала Венеция, производя зеркала самого высокого качества. Роскошь стоила дорого: стоимость одного зеркала могла сравняться с ценой морского судна, а некоторые аристократы ради обладания зеркалом расставались с земельными наделами.




Сто лет спустя братья Андреа Доменико с острова Мурано изобрели способ изготовления листового зеркального полотна, которое могли себе позволить лишь дворяне и короли. И, конечно же, для того, чтобы любоваться своей особой в зеркало, требовалось соответствующее обрамление — хрупкую роскошь надо было надежно предохранить от повреждений. На помощь приходили мастера-багетчики, создавая для зеркал эксклюзивные, богато украшенные рамы.

https://artchive.ru/res/media/img/oy1000/article/cc1/751759.jpg


Томас Райли. Портрет Элиаса Эшмола. 1683. Фото: © Ashmolean Museum, University of Oxford


Начиная с конца XVI века стала активно развиваться портретная живопись.
Как следствие, выбор рамы для портрета стал статусным явлением. Богачи выбирали рамы из панциря черепахи, черного и красного дерева. Стили барокко и рококо предполагали пышность и покрытие сусальным золотом или золотую инкрустацию,

https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/299/752140.jpg

отражая величие монархического строя. Картинные рамы тонкой резьбы были призваны продемонстрировать окружающим овеществленную роскошь и богатство владельца, а их проектированием стали заниматься преимущественно мастера-мебельщики.



Интерьер дворца Шенбрунн — резиденции австрийских монархов. Источник.

В багетной мастерской трудились столяры, плотники, резчики и позолотчики. Как и сегодня, мастерские не только производили саму раму, но и оказывали сопутствующие услуги — выезжали на замеры, давали советы по стилистике оформления той или иной работы, помогали подобрать узор багета, выполняли эскизы и даже планировали общее оформление помещений, где выставлялись картины.




Особняк барона Штиглица

Луиджи Премацци


Современный ассортимент деревянного багета традиционно сформирован европейскими фабриками — в первую очередь, итальянскими, испанскими и французскими. Производят багет также в Англии и Чехии, алюминиевый профиль привозят преимущественно из Германии. Простые профили завозят из Китая, в ряде стран работают собственные производства, покрывающие потребность в недорогой продукции.

https://artchive.ru/encyclopedia/4215~Bagetnaja_masterskaja

https://bagetika.ru/

практические советы по выбору здесь

Tags: Прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments