Пукирев Василий Владимирович
1832-1890
русский художник жанровой живописи.
В 60-е годы 19-го века он был среди подающих наибольшие надежды молодых художников.
родилсяв 1832 году в Тульской губернии, точные дата и место рождения
неизвестны. Он рос в крестьянской семье, однако с ранних лет тяготел к рисованию, и родители позволили ему учиться иконописи. Юный Василий
делал большие успехи в этом мастерстве. Однажды его талант был замечен и
высоко оценен покупателем икон, приехавшим из Москвы. Он предложил
юноше ехать вместе с ним и поступать в художественный институт. С
благословения родителей Василий отправился в путь. Он поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на курс профессора
живописи Сергея Константиновича Зарянко. Успехи начинающего художника
были поистине блестящими - уже в 1850 году 18-летний Пукирев удостоился
звания гимназического учителя рисования, а к 1855 году повысил свою
квалификацию до неклассного художника (серебряная медаль, позволяющая
повышать художественный ранг). Ниже представлена картина Василия
Пукирева "Портрет М. Н. Облеуховой", за которую он и получил эту медаль в
1855 году.
Портрет М.Н. Облеуховой. 1855
Василий решил не продолжать повышение квалификации и уже в 1858 году выпустилсяпод званием "свободного художника". Однако в 1860 году он все-таки
представил институтской комиссии портретный этюд под названием
"Девушка", за который был удостоен академической степени в области
исторической, жанровой и портретной живописи. С 1861 года Василий
Владимирович Пукирев стал преподавателем в своем училище и поселился в казенной квартире на его территории. С 1862 по 1863 год художник
находился за границей, куда был отправлен дирекцией училища на средства
благотворительного общества любителей художеств. Целью поездки было
обозначено "обозрение картинных галерей и ознакомление с произведениями
живописного искусства".
В 1863 году на академической выставке была представлена картина Василия Пукирева "Неравный брак". Она произвела необычайный фурор в среде
искусствоведов и любителей живописи, поразив всех свежестью идеи и
качеством исполнения, а также необычно большим для картин подобного
сюжета размером - 173 на 136,5 см. За эту картину Василий Владимирович Пукирев был удостоен звания профессора живописи и получил средства на
очередную поездку за границу - он путешествовал с мая по июль 1964 года.
Игрок
1 июня 1890 годазабытый всеми художник Василий Пукирев скончался в голоде и нищете,похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве
Искусствовед Андрей Иванович Сомов написал небольшой некролог, который был
опубликован в приложении к журналу "Вестник изящных искусств": Среди
своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное
воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и
короткий след.
"Прием приданого в купеческой семье по росписи"
Еще одно полотно Василия Владимировича Пукирева на тему брака и его
отвратительной, материальной стороны. На картине показан обычный для
своего времени сюжет - семья невесты за несколько дней до свадьбы
собирает ее приданое, чтобы отправить его в дом жениха. Очевидно,
насколько неприятна эта процедура семье невесты - горделивая поза
жениха, наблюдающего за процессом в дверях, неприятная фигурка
приказчика со списком, явно придравшегося к качеству платья. Невеста с сестрой или подругой с ужасом наблюдает за этой картиной. Тем временем
мать невесты вместе с младшей дочерью укладывает стопки белья в сундук.
Ее лицо явно выражает попытку абстрагироваться от происходящего. Полотно
было создано в 1873 году, как и на предыдущих картинах, здесь интересны
быт и обстановка небогатого купеческого дома - скромная обстановка,
несколько картин и клетка с канарейкой, подвешенная к потолку.
Одной из последних картин Васили Пукирева, снискавших одобрение и успех,
стало это полотно, написанное в 1877 году. Второе название картины -
"Двоеженец" - легко объясняет зрителю, чем же было прервано венчание и от чего потеряла сознание невеста. Женщина в черной мантии рядом с
женихом - его жена. Очередной сюжет на тему венчания вновь произвел
фурор на выставке: сбежавший муж, желающий обмануть сразу двух женщин и вновь жениться на другой - это стало распространенной проблемой к концу 19-го века. Полотно поражает своей сиюминутностью - все фигуры выглядят
живыми, замершими неподвижно лишь за секунду до того, как зритель
обратил на них внимание.
Мальчик с птичьим гнездом 1856
Крестьянский
мальчик с картины "Дьячок" - не первый подобный герой на картинах
Пукирева. В 1856 году, во время обучения в училище, художник уже
изображал маленького крестьянина на картине "Мальчик с птичьим гнездом".
На ней изображен задумчивый мальчик, собирающийся перейти лесную речку -
в руке он бережно держит птичье гнездо. Неизвестно, подобрал ли мальчик
упавшее гнездо с земли, или самостоятельно снял его с ветки. Одно ясно -
доброе лицо мальчика никак не делает его хулиганом и разорителем
птичьих жилищ. Скорее всего, он нашел гнездо на земле и решил принести
его домой, чтобы не дать будущим птенцам погибнуть от лап хищников.
Пукирев Василий «В мастерской художника»
1865
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
В роли художника изображен сам Пукирев. В своей мастерской он
демонстрирует большую икону искусствоведу, в то время как попы
рассматривают картину со светским сюжетом. В комнату боязливо
заглядывает служанка - вероятно, чтобы посмотреть на зашедших в дом
представителей церкви. Интереснее всего на картине обустройство
мастерской Пукирева. Доподлинно неизвестно, изобразил ли автор какой-то
реальный случай демонстрации икон и полотен, или же изобразил
вымышленный сюжет.
автор Лилия Шевчук