Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Бисерное искусство индейцев Уичоли




Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.




Сумеречный край легенд и преданий не откажет в пристанище усталому путнику: на тропах духов никто не одинок. Произведения художников-уичоли заметно выделяются на фоне массовой сувенирной продукции, заполняющей прилавки мексиканских рынков в разгар туристического сезона. Сочные психоделические тона рвутся за пределы четких контуров узора, строго выверенного традицией, размывая границы между сном и явью. Самобытное декоративно-прикладное искусство уичоли не потакает вкусам пресыщенной публики, помня о своем сакральном назначении – передавать послания тонкого мира.



Каждый индейский художник выступает в роли шамана, перенося на мозаики видения, полученные в измененном состоянии сознания. Для погружения в транс деревенские маги употребляли сок кактуса пейотль, содержащий психоактивные вещества. Готовые изделия, принесенные в дар духам-помощникам, украшали святилища и хижины. Постоянно соприкасаясь с трансцендентным опытом, индейцы культивировали в себе чувство единства и гармонии с творческими силами Космоса. Незримые нити, связывающие все сущее в единый организм, изображаются в виде зигзагообразных линий, соединяющих разноплановые фигурки на полотне.





В художественной традиции уичоли выделяются
два родственных направления – неарика (nierika) и чакира (chaguira). Создавая неарика, мастер проявляет чудеса терпения, собирая живописное сюрреалистическое панно из окрашенной шерсти. За основу берется деревянный диск с отверстием в центре, через которое люди и боги могут видеть друг друга. На гладкую поверхность зашлифованной и навощенной древесины наносят тонкий слой пчелиного воска, на котором крепятся разноцветные шерстяные нити, образующие сложный фантазийный рисунок, чем-то похожий на буддийскую мандалу.




Жанр чакира предполагает декорирование масок,
сосудов и статуэток витиеватыми мозаичными орнаментами. На покрытые воском заготовки, вырезанные из дерева и тыквы, наклеивают бисер и бусины. Некоторые ремесленники предпочитают подручные материалы – семена, зерна, мелкие осколки камней и минеральную крошку.




По мнению ряда антропологов,

мифология уичоли наиболее достоверно отображает мироощущение ацтеков. Миссионеры не спешили нести Благую Весть в глухие деревни, затерянные среди суровых пиков Сьерра-Мадре. Географическая изоляция индейских общин обезопасила от христианского влияния оригинальную систему оккультной символики, компенсирующую скудость доступных средств визуализации необъятного метафизического ландшафта. Каждая деталь проникнута тайным смыслом, а выбранные мастером оттенки и материалы транслируют определенные энергии. Перед вами не просто забавная безделушка, а самый настоящий магический артефакт!



Нетрудно догадаться,
что значат прохладные голубые и зеленые тона в пестрой палитре волшебства – по ладоням струится свежее дыхание долгожданного дождя. Коричневато-красные оттенки и древесина принадлежат богу огня Татевари. Череп, застывший в радостной ухмылке, обещает встречу с богиней Коатликуэ, властвующей над смертью и рождением. Отец-Солнце охотнее откликается на просьбы, начертанные на дощечках из пернамбукового дерева, которые ему доставляют верные спутники – королевские орлы и попугаи ара, а там, где сосна, койот и вихрь, рано или поздно объявится озорной бог-олень Кауюмари – родоначальник всех уичоли.




В зарослях баньяна прячется прародительница богов Накавэ, окруженная медведями и броненосцами. Из деревни в деревню кочуют сюжеты ритуальной охоты на заповедной земле Вирикута и сотворения Вселенной в любовных объятиях Солнца и Луны. В некоторых образах звучат отголоски более древних эпох – к примеру, культ богини-бабочки Ицпапалотль – наследие тольтеков, а ягуары позаимствованы у майя.




Головоломная композиция неарика и чакира нарочно водит зрителя за нос, предъявляя сотни личин одного и того же архетипа, хотя концепция произведения почти всегда сводится к алхимическому циклу священной триады кукурузного початка, оленя и пейотля.



Логика индейцев в принципе понятна: кукуруза представляет материальные основы бытия, пейотль символизирует духовную реальность, а олень по праву потомка бога-творца одарен способностью перемещаться между мирами, связывая противоположности воедино.


Напряжение между двумя полюсами рождает жизнь.Ведущие дизайнеры Мексики часто обращаются к фольклорным мотивам в поисках оригинальных оформительских идей.





Пожалуй, самой необычной работой, выполненной в фольклорной манере уичоли, стал арт-объект «Вочоль» – автомобиль «Фольксваген-Жук», оплетенный узором сказочных цветов из бисера, крепко схваченного термостойкой смолой!





Уичоль (Huichol) -индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике.
Искусство индейцев Уичоль— прямое продолжение их религии, и основано не на художественном оформлении, а на выражении понятий верования. Уичоли — маленькое племя приблизительно 15 000 жителей в центральной части Мексики, около Ixtlan-a, в горах Сьерра Мадре. В основном они занимаются сельским хозяйством в трудных условиях засухи, сменяющейся сезоном дождей, выращивают батат, кофе, кукурузу, перец чили, сахарный тростник, табак, разводят скот и домашнюю птицу, охотятся, занимаются рукодельем. Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения этого племени отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве. Уичоли занимаются множеством видов рукоделия: ткачеством, вышивкой, выделкой кожи, изготавливают луки и музыкальные инструменты


У них удивительная техника работы с бисером.
Она является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Бисерные изделия представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Хотя подобные изделия появились задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена. Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; чёрный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла. Для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции шаманизма. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты. Изначально фигурки, конечно, не были объектами искусства. Они использовались, как приношения, или скорее — средства передачи посланий богам и духам предков.



Чаще всего использовались символы игуаны.


Уичоли имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Миф является образцом для любого действия, поэтому уичоли сеют, охотятся и совершает те же обряды, которые совершали их предки. В их верованиях мир имеет священное измерение, обладающее большой силой, и жрецы mara’akate (мн. число mara’akame) проникают в него, чтобы установить связь между двумя мирами — богов и людей. Собственно сюжеты для подобных работ черпались среди видений шамана. А шаман общался с богами испивая напиток, выжатый из кактуса под названием пейотль или пейот.




Один из ключевых моментов — связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль — способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.
Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями



Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления. Между человеком и природой устанавливается равновесие: кукуруза погибнет без человека, человек погибнет без кукурузы. Поэтому, «когда крестьянин опускает в землю зерно, он устанавливает священную связь с растениями и всеми жизненными силами природы» В последние десятилетия многие учиоли переселились в города, такие как Тепик, Наярит, Гвадалахара и Мехико.





Именно они привлекли внимание
к богатой культуре своего народа. Сейчас страна Уичолей умирает. Леса гибнут, чистой воды становится мало, животные исчезают. Болезнь и бедность витает повсюду. Дело в том, что истребили всех священных Оленей, и истребили ради прибыли. Племя не может исполнить древние ритуалы, поэтому договорённость с Божественным Изначальным Духом нарушена. Теперь и сами Уичоли столь же подвергнуты опасности, как и те Олени, которых они стремятся спасти.
Tags: Прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments