Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

ретроспектива Эль Греко в Париже / 16 октября 2019 - 10 февраля 2020

Эль Греко (Доменико Теотокопули). Святой Мартин и нищий


Святой Мартин и нищий
Эль Греко (Доменико Теотокопули)

ретроспектива Эль Греко,

которую организовывает Большой дворец (Гран-Пале)

совместно с Лувром и Институтом искусств Чикаго.




Эта выставка станет первым во Франции крупным показом, посвящённым творчеству одного из последних представителей эпохи Возрождения. По словам сокуратора ретроспективы Шарлотты Шастель-Руссо, в экспозицию войдёт от 60 до 80 работ. Почётное место будет отведено монументальным картинам, но своё внимание получат также меньшие, более интимные форматы. Дополнят представление о творчестве художника одна или две скульптуры, две книги, которые принадлежали Эль Греко и его рисунки.

https://artchive.ru/res/media/img/oy1000/work/6e0/735543.jpg


Эль Греко, «Успение Девы Марии» (1577/79). Чикагский институт искусств

одна из девяти работ, написанных Эль Греко для монастыря святого Доминика в Толедо, первый заказ в Испании.

Главный экспонат выставки предоставит Институт искусств Чикаго. Это четырёхметровое полотно «Успение Девы Марии», написанное в 1577 — 1579 годах в Толедо, куда Эль Греко переехал после жизни в Венеции и Риме. Картина стала центральным элементом алтаря, первым крупным заказом художника в Испании и первой крупной общественной работой. Художник писал «Успение» по поручению монахов древнего цистерцианского монастыря, которые перестраивали церковь Санто-Доминго-эль-Антигуо под погребальную часовню благочестивой вдовы доньи Марии де Сильвы.

Масштабный холст Эль Греко венчало изображение Троицы, а по бокам алтарь был декорирован сценами «Поклонение пастухов» и «Воскресение». Сочетание Успения и Троицы отражали надежду патронессы монастыря на спасение. Главная фигура — Дева Мария — возносится, опираясь на полумесяц, символизирующий ее чистоту, а смело выписанные лица и фигуры апостолов, собравшихся вокруг её пустой гробницы, выражают удивление и беспокойство. Энергия широких мазков говорит о том, что Эль Греко не сомневался в достоинстве своей ранней работы. Это же подтверждает и крупная подпись художника на греческом языке в правом нижнем углу.



Так же из-за океана прибудет картина «Открытие Пятой Печати» (или «Видение святого Иоанна Богослова»), ныне хранящаяся в коллекции Метрополитен-музея. Это фрагмент большого алтаря для церкви госпиталя Иоанна Крестителя в Толедо. На полотне изображена сцена из Библии, Откровение (6: 9−11), описывающая снятие Пятой Печати в конце времён и раздачу белых одежд «душам убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». В отсутствующей верхней части, возможно, находился жертвенный Агнец, открывающий печать. Это было знаковое произведение для художников XX века, в частности, Пикассо, который видел его в Париже, вдохновлялся им при написании своих «Авиньонских девиц».





Открытие Пятой Печати (Видение святого Иоанна Богослова)
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1614, 222.3×193 см
Однако, как сообщает чешский блогер Владимир Поморцев, настоящей сенсацией обещает стать легендарная «Пьета» из коллекции греческого миллиардера Ставроса Ниаркоса. «Один из главных шедевров Эль Греко обычно висит над камином в гостиной парижского особняка семейства Ниаркос, где его могут видеть лишь избранные.





Эль Греко «Пьета». 1580-1590 годы. Частное собрание.

Греческий миллиардер Ставрос Ниаркос (1909 – 1996) в гостиной своего парижского особняка на фоне картины Эль Греко «Пьета». Фото: Bill Ray / The LIFE Picture Collection


Греческий судовладелец купил „Пьету“ в 1956 году за 100 тысяч долларов. С тех пор картина демонстрировалась на публике лишь однажды. Следующей возможности увидеть шедевр, вероятно, придется ждать ещё несколько десятилетий», — пишет он.
Пресс-служба Гран-Пале подтвердила «Артхиву», что этот шедевр станет одним из центральных экспонатов показа, но подчеркнула, что в документах музея упоминается «частная коллекция», а не имя греческого магната, умершего в 1996 году.





Автопортрет
Доменикос Теотокопулос, прозванный Эль Греко,

живописец, скульптор и архитектор эпохи Испанского Ренессанса

считается предтечей экспрессионизма и кубизма

Известен своей фантасмагоричной палитрой красок и удлинёнными фигурами на картинах, объединяющими византийские традиции и западную школу живописи


родился на Крите в 1541 году. Ремесло он начал осваивать в иконописной мастерской и в возрасте 22-х лет стал мастером миниатюр и фресок. Однако он не пожелал оставаться иконописцем и примерно в 1566 году отправился в Венецию. За годы, проведённые там, Эль Греко ассимилировал гуманистическую культуру и основы искусства эпохи Возрождения. Его образцами были Тициан, Тинторетто, Бассано — величайшие венецианские художники того времени. Но отсутствие крупных заказов заставило живописца попытать счастья в Риме, где он нашёл покровителя в лице кардинала Александра Фарнезе.


Однако именно в Испании, куда он переехал в 1577 году, его искусство начало процветать, сочетая цвета Тициана, смелость Тинторетто и героический стиль Микеланджело. Это необычайное оригинальное сочетание позволило Эль Греко создать свой уникальный узнаваемый стиль, не позволяющий в чистом виде отнести его ни к одному из течений, и обеспечило уникальное место в истории живописи, как последнего крупного мастера эпохи Возрождения и первого великого художника Золотого века.

Заново открытый в конце XIX века, прославленный писателями, признанный и воспринятый авангардом XX века, этот художник связывает Тициана с фовистами, а маньеризм — с кубизмом, экспрессионизмом и абстракцией.




подробно здесь
добавлю работы,которые интересны мне:


Руку Эль Греко всегда легко определить — по рукам его героев.




Эль Греко (Доменико Теотокопули). Дама в меховой накидке



Дама в меховой накидке

Но сейчас специалисты по живописи Возрождения склоняются к тому, что ее написал какой-то итальянец.


ль Греко знаменит, потому что узнаваем. Непропорциональные, парящие в воздухе фигуры, с вытянутыми аскетичными лицами и телами, похожие не то на языки пламени, не то на подтаявшие свечи — не спутаешь ни с чем.
Попытки понять Эль Греко были отчаянными. Долговязость персонажей пытались списать то на косоглазие и астигматизм, то на марихуану, то на общее безумие, традиционно ассоциирующееся с гениальностью.


Эль Греко (Доменико Теотокопули). Христос на кресте

Христос на кресте
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1590, 260×171 см

Думали, особая манера письма — результат наложения на византийскую технику иконописи, которой художник овладел еще на родине, приемов, которым он обучился в Италии. И не принимали во внимание то, что теперь представляется очевидным. Эль Греко пытался уловить и изобразить внутреннее устройство человека и человечества. И легко жертвовал внешней достоверностью в погоне не за фактами, а за чувствами, смыслами, сутью — как земного, так и космического, божественного.

Эль Греко (Доменико Теотокопули). Портрет брата Гортензио



Портрет брата Гортензио
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1609, 112.1×86.1 см

На рубеже XIX — ХХ веков Эль Греко объявили основоположником модернизма, а среди его учеников оказались Сезанн и Ван Гог, Делакруа и Мане, Кокошка и Пикассо.




«Молитва Святого Доминика» на Sotheby’s в

Лондоне ушла за 14 миллионов долларов.




«Гроза в Толедо».

Метрополитен Музей.




«Гефсиманская молитва» («Моление о чаше»)



Всюду, где только мог, Эль Греко говорил на родном греческом. Но дело не в этом, а в том, что на каком бы языке он ни говорил, — грек бывал язвителен и несносен. Впрочем, испанцы должны быть этому только рады, да и все мы тоже. Будь Доминикос Теотокопулос поделикатнее да потактичнее, он вполне мог бы стать еще одним итальянским, а не великим испанским художником. Наша заключительная история как раз об этом.


Эль Греко (Доменико Теотокопули). Портрет сына художника, Хорхе Мануэль Теотокопулос


Портрет сына художника, Хорхе Мануэль Теотокопулос
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1603, 74×51.5 см


Когда будущий Эль Греко был в Риме, там бурно обсуждались срамные фигуры, изображенные на фреске «Страшный Суд». Идея закрасить алтарную стену Сикстинской капеллы не казалась пришлому греку кощунственной. Он утверждал, что написал бы все заново — не хуже и к тому же целомудреннее. А про покойного уже Микеланджело и вовсе выдал: «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел». Говорят, местные художники ему этого не простили. И Доминикосу Теотокопулосу пришлось держать путь из итальянца в Эль Греко.

по материалам https://artchive.ru

...загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным  образом созвучными по манере исполнения живописи XX века.

Tags: ЖИВОПИСЬ, Ренессанс, выставка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments