Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

украинский художник-пейзажист Михаил БЕРКОС / 3 сентября 1861— 20 декабря 1919

Flax blooms.jpg


«Лен цветет», 1893

«Мир, который передает Беркос, сверкает потоком солнца, света и цвета.

Он пишет свои картины быстро, легко, свободно.
В каждой картине есть своя колористическая находка, открытие. Здесь присутствует феномен, называемый «абсолютным глазом» художника»

Ольга Денисенко, искусствовед


«На хуторе. Малая Даниловка» (1903),





«Яблоня цветёт» (1919), дерево, масло

Landscape in Auvergne. France.jpg


«Пейзаж в Оверні. Франція»,

On the raid near Venice.jpg

«На рейді поблизу Венеції»,

Sorrento (Berkos).jpg

«Сорренто»

Street in Uman.jpg

«Улица в Умани», 1895



«Hunter and prey», 1899

Беркос Михаил Андреевич Луг.jpg

«Луг»

1892

Зима


весна


пионы



июнь



Berkos Mihail


БЕРКОС Михаил Андреевич

(3.09.1861 — 20.12.1919)

(3 сентября 1861, Одесса — 20 декабря 1919, Харьков)
Украинский художник-пейзажист, педагог. Учился в Петербурге в Академии художеств у М.К. Клодта и В.Д. Орловского, где достиг значительных успехов. Председатель Общества харьковских художников (с 1906), участник многочисленных выставок, в т.ч. Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Испытал заметное влияние европейского импрессионизма.

Михаил Беркос родился в Одессе в состоятельной семье греческого подданного и русской дворянки. Закончил Одесскую рисовальную школу (1877) и продолжил обучение в Императорской академии художеств в Петербурге под руководством Михаила Клодта и Владимира Орловского (1878 – 1889). В академии Беркос подружился с молодыми художниками с Украины – Сергеем Васильковским, Михаилом Ткаченко, Константином Крыжицким, Михаилом Самокишем, с которыми во время каникул ездил в Харьков на этюды.

За успехи в обучении Михаил получил все возможные отличия – малые и большие серебряные, затем золотые медали, что давало право на четырехлетнюю заграничную поездку за казенный счет. Молодой художник не только наслаждался картинами старых мастеров в музеях Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии, но и много писал, совершенствовался в технике рисования. Украинский живописец многое перенял от французских импрессионистов, с их техникой плэнерной живописи, культом света и воздуха, чистых красок, цветовых рефлексий, «неуловимой подвижностью натуры».

Прожив по возвращении из Европы некоторое время в Петербурге, Михаил Андреевич перебирается на постоянное жительство в Харьков. Он поселился с семьей в живописной усадьбе Малая Даниловка, много работает, активно участвует в художественной жизни Харькова. С 1904 г. М.Беркос начинает преподавать в харьковской школе рисования и живописи, при его активном участии в 1912 году открывается Харьковское художественное училище, где он до 1917 года был одним из ведущих преподавателей. С 1906 г. Михаил Андреевич возглавляет Общество харьковских художников.

Все эти годы М.А. Беркос активно участвует в выставках: Академии художеств (начиная с 1890 г.), Санкт-Петербургского общества художников, обществ российских акварелистов, южнорусских художников, харьковских художников, Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, Всемирной выставке 1900 года в Париже... Харьковский художественно-промышленный музей в 1906 и 1908 гг. организовал персональные выставки художника, а в 1911 в Киеве прошла выставка двух ведущих слобожанских художников – Сергея Васильковского и Михаила Беркоса.

Несмотря на то, что всю свою жизнь Михаил Андреевич прожил в больших городах, он, подобно другим мастерам харьковской школы (С.Васильковский, М.Ткаченко, П.Левченко), писал в основном сельские пейзажи, поля и леса, любил изображать тихие старинные усадьбы или пыльные улочки провинциальных местечек. Одним из любимых мотивов художника было цветение природы – весенние поля и сады, пышные летние клумбы, алые капли маков на лугу и бело-розовое кипение яблоневого цвета… Отдельный цикл составляют его романтические итальянские пейзажи, созданные в 1899 году.

Умер М.А. Беркос в конце 1919 года от тифа, ненадолго пережив ушедших в 1917 г. выдающихся харьковских художников, своих друзей по академии – П.Левченко и С.Васильковского. Большая часть его творческого наследия (350 картин и эскизов) после смерти художника была сожжена его женой.
Tags: импрессионизм, пейзаж, романтизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments