Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

Португальские азулежу






Капелла Алмаш или капелла Святой Екатерины. XVIII век. Азулежу на фасаде 1929 год. Порту, Португалия


Азулежу

– расписная глазурованная керамическая плитка,
которая занимает важнейшее место в португальской культуре, без которой невозможно представить себе португальскую архитектуру и португальское искусство в целом



Эдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. 1929



В Португалии азулежу повсюду – на фасадах и в интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Ими украшены ступеньки лестниц, фонтаны, скамейки, вывески на магазинах, таблички с названиями улиц, станции метро и вокзалов.





Глазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. История португальских азулежу начинается с XV века. Однако это искусство своими корнями уходит в глубину истории



Азулежу представляет собой глазурованную, расписанную, обожженную глиняную плитку квадратной формы, размер которой варьируется от 12 см до 14 см. Название «азулежу» (порт. «azulejo») имеет арабские корни, поскольку именно арабы в VIII веке, завоевав Пиренейский полуостров, привезли с собой в Европу глазурованный кафель, который с древних пор использовался на Востоке для облицовки стен.

Секрет глазурованной плитки – в стекловидном покрытии, которое отличается блеском и придает плитке твердость и влагонепроницаемость. Процесс глазурования осуществляется путем покрытия подсушенной глиняной плитки глазурьюс последующим обжигом. Добавление в глазурь оксидов металлов позволяет придавать изделию тот или иной цвет, который получается во время обжига в печах при высоких температурах


Облицовочная керамика, покрытая глазурью, была известна еще в Древнем Египте и Месопотамии. III тысячелетием до нашей эры датируются керамические плитки бирюзового цвета, которыми облицованы помещения пирамиды Джосера в Саккаре. Бирюзовый цвет, наряду с зеленым, в Древнем Египте считался символом возрождения и победы над смертью.




Керамическая глазурованная плитка. Облицовка стен помещений пирамиды Джосера, Египет, III тыс. до н. э.


Всемирно известные ворота Иштар, через которые шли торжественные процессии вавилонян, построенные в VI веке до нашей эры царем Нововавилонского царства Навуходоносором, облицованы блестящей керамической плиткой. На синем фоне выделяются светло-желтые изображения быков и фантастических существ с рогатой змеиной головой, чешуйчатым телом, львиными передними и орлиными задними лапами.





Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Пергамский музей, Берлин




Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Археологический музей, Стамбул





Стена Дороги процессий. VI век до н.э. Вавилон. Пергамский музей, Берлин

А на стенах Дороги процессий, ведущей к воротам Иштар, торжественно вышагивают 120 львов с золотым гривами



Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин

Изображения крылатых быков во дворце в Сузах датируются IV веком до н. э. и относятся к периоду правления Артаксеркса II.


Вплоть до VIII века нашей эры глазурованная керамическая плитка производилась главным образом на территории Персии. Дело в том, что основным строительным материалом в Месопотамии была глина, вследствие чего на протяжении многих столетий архитектура развивалась на основе техники строительства из кирпича, а основным декоративным элементом была как раз керамика.



Слева: Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж. Справа: Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне

В VII веке государство Сасанидов было завоевано арабами, и начавшаяся исламизация существенным образом повлияла на искусство керамической плитки. Ислам отрицал возможность изображения Бога и правомерность антропоморфных и зооморфных образов в искусстве. Поэтому с тех пор стены зданий стали украшаться многоцветным ковром из глазурованной, разнообразной по форме плитки с растительным и геометрическим орнаментом. XII – XIV века – период расцвета керамического искусства средневекового Ирана. Главная особенность иранской глазурованной керамической плитки этого периода – ярко выраженная декоративность, подкрепленная характерным для средневековых восточных мастеров стремлением украсить любую свободную плоскость




Дворец Алькасар, Севилья. Азулежу, XIII век

Яркими примерами использования керамики в отделке помещений мавританского зодчества могут служить испанские глазурованные плитки из дворца Алькасар в Севилье (XIII век), из дворца Альгамбра в Гранаде (XIII – XIV век) и из часовни Святого Варфоломея в Кордове (XIV век).




Альгамбра, Гранада, Испания. Азулежу, XIII век



Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

Из Испании производство глазурованной керамической плитки в XV веке распространилось и на территорию Португалии. На португальской земле слово «зулляйдж» превратилось в «азулежу».Керамические панно из Королевского дворца в Синтре, датируемые серединой XV века, считаются самыми первыми азулежу Португалии. Предполагают, что их делали испанские мастера, прибывшие из Севильи. От мусульманской культурной традиции был унаследован растительно-геометрический орнамент и цветовая гамма, в которой использовались в основном четыре цвета, получаемые из оксидов металлов: синий (кобальт), зеленый (медь), коричневый (марганец), белый (олово).




Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

Первые португальские азулежу были выполнены в технике, которая в Испании называлась «аликатадо». Название техники происходит от испанского слова «alicates» (щипцы, плоскогубцы). Пока глина была еще мягкая, керамисты резали ее щипцами. Потом из получавшихся глазурованных обожженных кусочков выкладывали орнаментальные композиции. Однако такая техника, имитирующая мозаику, была весьма трудоемкой.




С XV века все чаще стали использовать технику «сухой веревки» (исп. «cuerda seca»). С помощью шаблонов получали плитку квадратной формы одинакового размера. Предварительный рисунок наносился на плитку припорохом с использованием бумажного трафарета с проколотыми дырочками и мешочка, набитого красящим веществом, как правило, углем. Перед тем как наносить цветную глазурь, контур рисунка процарапывался и обводился кисточкой со смесью карбоната марганца и льняного масла. Это делалось для того, чтобы цвета глазури не смешивались. После обжига контурная линия рисунка, в отличие от блестящих ярких глазурей, получались темного матового цвета.






Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы.
1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, Испания



Эволюция азулежу состояла не только в изменении технологии производства, но и в постепенном переходе от простых изображений с геометрическим и растительным орнаментом к сложным многоцветным композициям, отвечавшим требованиям европейской культуры и представлявшим исторические и христианские сюжеты. Этому способствовала заимствованная из Италии в XVI веке техника майолики.Первым, кто на Пиренейском полуострове стал делать керамическую плитку в технике майолики, был уроженец Пизы Франческо Николозо, по прозвищу Пизано





Франческо Николозо. Бог Отец. Начало XVI века. Азулежу. Музей изящных искусств Севильи



. Он работал в Севилье в начале XVI века, с 1503 по 1529 год. Его авторству принадлежит большое керамическое панно с изображением встречи Марии и Елизаветы из Капеллы Королевского дворца в Севилье (1504), алтарный образ из монастыря Тентудия, состоящий из 640 азулежу (1518, Калера-де-Леон, Испания), а также панно с изображение Бога Отца (начало XVI века), которое сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи.



Марсал ди Матуш. Благовещение. Рождество. Святые Иоанн и Лука. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Влияние творчества Франческо Николозо на развитие искусства азулежу было огромным и распространилось не только на Испанию, но и на Португалию.Во второй половине XVI века в Португалии в технике майолики работают местные мастера Марсал и Франсиску ди Матуш. Авторству Марсала ди Матуш приписывается керамическое панно 1580 года с изображением сцен Благовещения и Рождества Христова, которое раньше находилось в церкви Святого Андрея в Лиссабоне (ныне в Национальном музее азулежу Лиссабона).




Марсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон


Франсиску ди Матуш в 1584 году создает картины из азулежу с изображением сцен из жизни Святого Роха для одной из капелл церкви Святого Роха в Лиссабоне. Эта церковь, к слову сказать, не пострадала во время землетрясения 1755 года и является одним из важнейших памятников португальской архитектуры XVI века.



Франсиску ди Матуш. Азулежу. Сцены из жизни Святого Роха. 1584. Церковь Святого Роха, Лиссабон. Фото: olgau.livejournal.com

В XVII веке происходит еще одно революционное изменение в искусстве азулежу. Под влиянием голландской сине-белой плитки португальские азулежу становятся двухцветными. Сначала Португалия покупает необычную плитку у голландцев



Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век



Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век. Фото Diego Delso




Монастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Бежа, Португалия. Азулежу, XVIII век

Португальские мастера, очарованные делфтскими сине-белыми изразцами, сами начинают производить двухцветную керамическую плитку. И вскоре вся Португалия покрывается сине-белыми керамическими панно. XVII­­ – XVIII века – эпоха господства синего рисунка на белом фоне, огромных многофигурных керамических картин в церковном и светском зодчестве Португалии.

К одним из самых известных произведений искусства азулежу этого периода относятся керамические панно из монастыря Святого Креста в Коимбре и из монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Беже.

позолоченная деревянная резьба, живопись в богатых золотых рамах неожиданным образом сочетаются с холодно поблескивающей сине-белой гаммой керамических панелей



Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII века



ерковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII век



Церковь Сан Лоренцо в городе Алмансил – один из редчайших примеров в истории мирового искусства, когда азулежу полностью покрывают все стены и своды. Керамические панно церкви иллюстрируют сцены из жизни Святого Лаврентия.




Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту



Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту


Во второй половине XVIII века открываются новые керамические фабрики. Производство азулежу с тех пор принимает промышленные масштабы, и керамическая плитка становится поистине народным достоянием.Не только дворцы и церкви украшаются керамическими панно, но и на фасадах обычных жилых домов начинают появляться изображения святых. Обитатели домов в надежде на избавление от возможных будущих злоключений полагались на покровительство и заступничество святых, изображенных на стенах их жилищ.




Азулежу на фасадах домов. Порту




Азулежу на фасадах домов. Слева: Лиссабон. Справа: Коимбра


автор Анастасия Татарникова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments