Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Бег-дзе и кораловые маски

Долго жила на границе с Монголией
.В книге Ням-Осорын Цултэма "Искусство Монголии". -поразительные и ни на что не похожие трёхглазые маски с коронами из черепов? Что это за существа с вырывающимися из пасти и глаз языками пламени, выражением крайнего отвращения на лице, брезгливо приподнятой верхней губой? Инкрустация кораллами придавала маскам особую экспрессию, роскошные большие золотистые серьги с завитками висели в ушах, спиралевидные "улитки" на подбородке и щеках изображали огненные протуберанцы. "Пунцог-Осор. Бегдзе-Дармапала. Маска для религиозной церемонии цам. XIX век". Так была подписана одна из фотографий. Слова казались полной абракадаброй." А недавно  я набрела на сайт , где вспомнила об этой информации.


" Дальше листая книгу "Искусство Монголии" читаю:

 "В Улан-Баторском антирелигиозном музее (ныне храме-музее Чойжин-ламы - прим. arslanmaker) находится знаменитая коралловая маска Джамсарана работы художника Пунцог-Осора. Эта маска, передающая фантастический облик страшного существа, сделана из папье-маше с применением инкрустации. Вдоль овала лица и по линиям расположения мускулов идёт инкрустация из натуральных красных кораллов различной величины и формы , а языки пламени, вырывающиеся из глаз, ноздрей и пасти, переданы позолоченной медной пластиной. Эта своеобразная техника исполнения, а также большие размеры маски придают ей величие и впечатляющий вид".

 Так что же это за персонаж - Бег-дзе, Бег-це, Бег-че, Джамсаран, Жамсрин, Агкора Махакала и т.д.?

Джамсаран был добуддийским тибетским и монгольским богом войны. На его иконографию, возможно, оказал влияние образ китайского бога войны Гуан-Ди. Его монгольское имя Бегдзе означает “скрытая кольчуга” и связано с его иконографией: поверх доспехов надет халат.

Джамсаран был введен в пантеон III Далай-ламой в середине XVI века. Он вместе с Лхамо был объявлен в 1570 году главным защитником далай-лам, а также покровителем монастыря Таши-Лунпо, поэтому все панчен-ламы совершают ритуалы в его честь. Он также охранитель казны тибетского правительства.

Тантра Джамсарана была принесена Падмасамбхавой, который преподал его садхану одному из своих ближайших двадцати пяти учеников по имени Намхай Ньингпо. Эта садхана была скрыта в монастыре Самье, где она затем и была найдена. Поэтому Джамсаран широко почитается не только в гелукпе, но и в ньингмапе.

Одна из многочисленных легенд о Джамсаране повествует о двух братьях, старший из которых был приверженцем Учения, а младший – нет. На все уговоры старшего младший отвечал отказом, но в конце концов сказал, что если его брат станет буддой, то он станет защитником веры. Спустя многие перерождения старший стал Шакьямуни, а младший родился у демонов из красного кораллового яйца, которое Шива (по другой версии – Хаягрива) разбил своим трезубцем. Бог родился в полном доспехе и при оружии. Шива спросил его, кто он такой, и он назвал себя воплощением речи Ямантаки.

Тибетцы верят, что молитвы к Джамсарану уничтожают врагов, препятствия на Пути и защищают от страха и опасности.
Теперь берём книгу Л.Гумилёва "Старобурятская живопись".
БЕГ-ДЗЕ - букв. "скрытая кольчуга", так как на его кольчуге надет широкий халат с рукавами. Покровитель войны и лошадей. По монгольской легенде, Бег-дзе, пытаясь помешать обращению монголов в буддизм, предстал перед далай-ламой, прибывшим к Алтан-хану в 1577 г., во главе войска из демонов в виде разных зверей, но благодаря встрече сам принял буддизм. В более древние времена Бег-дзе упомянут в числе демонов, побеждённых Гесером. Спутники Бег-дзе изображаются разрубающими груди поверженных врагов и достающими сердца - старинный монгольский обычай, доживший до начала XX века.

 Мне нигде не удалось найти каких-либо сведений о том, кто и когда первым использовал для цамовских масок технику инкрустации коралловыми бусинами.
 Фото из книги "Искусство Монголии". Пунцог-Осор. Бегдзе-Дармапала. Маска для религиозной церемонии цам. XX век. Музей изобразительных искусств, Улан-Батор.
Вот ещё несколько фотографий этой же маски (назовём её маска №1) из разных источников.
Из книги Н.Цултэма "Скульптура Монголии".
Из книги Формана и Ринчена "Ламаистский танец в масках".
Открытка. Здесьможно видеть маску в полном комплекте - с боевыми знамёнами на затылке. (Здесь их шесть, хотя по всем правилам должно быть пять)
Рисунок - маска с костюмом.



У  маски есть интересная особенность - зрачки всех трёх глаз сильно выдаются вперёд, что создаёт дополнительный выразительный эффект. Это видно на следующих двух фотографиях. Возможно, что в приведённой выше цитате речь идёт как раз об этой маске - "три всевидящих глаза сделаны из камня".
Ещё одна странность. Несколько бусин белого цвета. Похоже стёрлась красная краска. Может не все бусы коралловые? Похожий эффект можно увидеть и на нескольких других бусинах маски.
Вот здесь.
Ещё одна монгольская коралловая маска. Назовём её Маска №2.
Товхай Бор. Маска Бег-дзе. XX век. Храм-музей Чойжин-ламы, Улан-Батор. Фото из книги "Искусство Монголии". По стилю эта маска сильно отличается от маски №1.

Та же маска в окружении пятерых "держателей ножей", или "меченосцев".
У этой маски тоже есть странность. На предыдущих двух фотографиях она изображена с маленькими черепками короны. На всех остальных, которые можно найти в интернете или в других источниках - черепа другие.
Историческая фотография. Бег-дзе в цаме.
Теперь описание танца Бег-дзе из моего любимого Позднеева ("Очерки быта буддийских монастырей...")
 Далее следует попарный выход восьми сотоварищей Чжамсарана; все они держат в правой руке мечи, а в левой - габалы. Монголы дают всем этим маскам название сэльмэчи, т.е. меченосцев. Ацзары встречают их краплением крови, ровно как и являющегося после них самого Чжамсарана. эта маска одна из самых ужасных. Лицо её, хоть и человеческое, но извращено до крайней степени. Чжамсаран, как и все другие докшиты, коронован пятью человеческими черепами, но помимо сего над каждым черепом его короны водружён ещё значёк вроде знамени; в одной руке он держит пламенеющий меч, а в другой сердце, облитое кровью.

Один из сэльмэчи, или дитикчжад.
Один из сэльмэчи, или дитикчжад.
Чжамсаран со своими спутниками. Фото из книги Формана и Ринчена "Ламаистский танец в масках". Видно, что черепа с маски сняты.
Иллюстрации из книги монгольского художника Ядамсурэна "Их хуре цам".
Дитикчжад.
Чжамсаран.
Чжамсаран со своими спутниками.

Чжамсаран.
В интернете можно найти информацию, что на инкрустацию маски ушло около 6.000 коралловых бусин, вес же её составляет более 30 кг. Я не знаю правда ли это, но танцевать с 30-килограммовым грузом на голове наверное несколько затруднительно. Возможно, что эта цифра относится к весу всего костюма?

 На видео сначала танцуют спутники Чжамсарана, затем выходит сам бог войны в своём великолепном костюме. Здесь видно, что помимо пяти знамён на самой маске эта фигура несёт несколько флагов за своей спиной. Это отрывок из монгольского документального фильма "Монгольский танец в масках"
Теперь ещё раз о черепах. Можно заметить, что черепа на фото из книг Цултэма разнятся с изображениями из всех других источников. Для сравнения:
Из книги.
Из интернета.:
Отсюда можно предположить, что а) Существуют две таких маски, сделанные по одной форме и различающиеся лишь в некоторых деталях (в частности в форме черепов); b) С большей долей вероятности можно предположить, что поначалу маска в музее была укомплектована "чужими" черепами, взятыми от другой маски, позже маске вернули её исторический вид.

 Переходим к маске №3.

Маска хранится тоже в храме-музее Чойжин-ламы. По стилю она также отличается от двух предыдущих масок. В книге Цултэма "Скульптура Монголии" сказано, что мастер неизвестен.
Фото из книги Формана и Ринчена "Ламаистский танец в масках". Видно, что маска находится в неполностью собранном состоянии - не закреплена одна бровь, присутствует только один "чужой" череп.
Фото из книги Цултэма "Скульптура Монголии". Здесь маска уже полность собрана.
В отличии от двух предыдущих масок здесь для инкрустации использовались бусины одинакового размера (за исключением двух бусин между бровями). Можно заметить технологию инкрустации - бралась нить кораллов и прямо так, нитью, накладывалась на маску. Где-то эта нить оборачивалась спиралью вокруг некоторых точек, где-то приклеивалась просто ряд за рядом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments