Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

французский дизайнер Эмиль Галле | 1846— 1904 | реформатор художественного стекла


z5d8a287320769 (581x200, 111Kb)



французский дизайнер, представитель стиля модерн
art nouveau


Начиная с дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 Эмиль Галле завоевал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизмаПользовался техникой «лунного света» (clair-de-lune; подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня


.


Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.



Стеклопродукция его фирмы (вазы, светильники и др.) подразделялась на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и, наконец, уникальную — последнюю мастер изготовлял собственноручно. В 1901 году по инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»).

Многие работы Галле хранятся в Музее школы Нанси


Émile Gallé, surtout de table Les Pontédéries, vers 1902


Каждый сюжет у Галле переполнен символами и образами. Вот безмолвная ваза разговаривает со зрителем стеклянными цитатами, а вот рука из стекла предлагает вдохнуть запах моря. Цветки ириса Галле преобразует в орхидею. И через все его творчество прошла тема бабочек и стрекоз. Оскар Уайльд был ценителем стекла ар-нуво и сказал, что в вазы Галле «нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими».



До 1900-го техника изготовления стекла у фирмы Daum Freres братьев Дом была близка технике Галле и заключалась в соединении цветных стеклянных слоев (от двух до пяти) с последующим травлением и резьбой в холодном состоянии. В начале ХХ века в мастерской братьев были разработаны новые методы, в частности с использованием мелкой цветной стеклянной крошки. Ее распыляли на горячую заготовку, получая таким образом пятнистый слой, а сверху покрывали тонким слоем прозрачного стекла. В 1904 году эта художественная техника была запатентована, и вазы с цветной крошкой стали частью серийного ассортимента Daum Freres.



В 1920-е в ассортименте появились работы, созданные с участием известного художника Луи Мажореля. В его мастерской изготавливались металлические обрамления для ваз.
https://finparty.ru/upload/iblock/4c0/4c007e48490b725573d44b3970e27335.jpgособыми почитателями стекла Галле были Николай II и его жена Александра Федоровна. Их личные покои украшали вазы, оправы для которых делали известные ювелиры — Карл Фаберже, Юлиус Раппопорт. Князь Щербатов выкупил целую коллекцию ваз у вдовы Эмиля Галле, расставшись с немалыми деньгами.https://finparty.ru/upload/iblock/95a/95adb5530d082ed9e74380b3a0677230.jpg



Наши современники восхищаются изысканными и совершенными работами художников школы Нанси, поднявшими ремесло на уровень высокого искусства. Эмиль Галле сегодня является одним из самых востребованных представителей стиля ар-нуво. Коллекционеры, профессионалы антикварного рынка знают, что это имя является гарантией красоты, неповторимости и высочайшего качества предмета, его большой художественной и исторической ценности. Изделия из стекла Галле часто выставляются на продажу на мировых аукционах и нередко бьют ценовые рекорды. Определить их стоимость не всегда просто, но в данном случае действует несколько правил: цена напрямую зависит от оригинальности предмета, времени его изготовления и сложности используемых техник. Практически всегда вазы, созданные при жизни Галле, стоят дороже, чем работы его последователей.





В его дизайнерских произведениях нашли свое отражение арабские, японские и китайские мотивы. А потом мастер придумал ещё один интересный ход – выпустил серию «говорящих изделий». Нет, он не нарисовал им рты, художник просто расписал их цитатами Вийона, Бодлера, Верлена и других великих поэтов! Все творения Эмиля Галле похожи на живых существ, их нельзя назвать просто предметами интерьера. На все эти светильники, вазы и шкафчики можно любоваться часами, поражаясь тому, что творец этого чуда – человек, а не природа.



Художник-модернист разработал ряд уникальных методик, благодаря которым и появилось понятие «стиля Галле». Например, изобретенную им технику лунного света, придающую стеклу сапфировый оттенок, можно назвать своеобразным автографом мастера, настолько она неповторима. Другая его «фишка» – травление стекла кислотой, а когда наряду с этим он стал использовать технику японского многослойного стекла (3-5 слоёв стекла разного цвета), это стало настоящей сенсацией!


Именно Галле придумал первые стеклянные разрисованные светильники. Электричество в те годы было модным новшеством, а подсвечивать им рисунок и вовсе стало шиком. Такие «освещенные» картины сразу становились загадочными и притягательными. При создании все своих стеклянных творений Эмиль Галле пользовался техникой «камео» – рельефным и выпуклым рисунком




Эмиль выучился всем тонкостям стекольного дела: резьбе, инкрустации, сплавлению, аппликации и металлической кристаллизации. А еще молодой человек всерьез увлекался ботаникой. Но какая связь между стеклом и растениями? Самая прямая: имя художника стало известным на весь мир именно благодаря воплощению в стекле его фантазий на тему природы, она стала главной в его творчестве. Стрекозы, лепестки, мотыльки и веточки, запечатленные на стекле, заиграли по-новому. Порой даже кажется, что это не картинка, а «живая» композиция из цветов и листьев.






Сама эпоха пришлась под стать увлечению Галле, именно тогда в моду вошёл стиль модерн. Главный его принцип: каждая вещь, которой пользуется человек, должна быть произведением искусства. И тут-то молодой художник поразил весь мир! На парижской всемирной выставке в 1878-м году его работы получили Гран-при, а сам художник – орден Почётного Легиона. А в 1890-м году Эмиль Галле уже мог гордиться званием мэтра французского стеклоделия!





Изящные изгибы, причудливые формы и оригинальные композиции – вот отличительные черты творчества этого художника-модерниста.



















Умер Галле в Нанси 23 сентября 1904.
Посмертно, в 1908, были изданы его Сочинения об искусстве – 1884–1889 (Écrits pour l`art – 1884–1889).
Просуществовавшая после смерти Галле в 1904 году чуть более тридцати лет, знаменитая на весь мир мануфактура не выдержала экономического кризиса тридцатых годов и в 1936 году была продана с молотка.
Но тем не менее последователи стиля Галле работают и в наши дни, создавая современные вещи по самым интересным образцам в технике, максимально приближенной к тому, что изобрел в свое время Эмиль Галле.

Хрупкая красота.
Природа, заточённая в стекло
Источники:

https://musee-ecole-de-nancy.nancy.fr/les-collections-2674.html

© Artifex.ru

Вики


мой пост "французский дизайнер Эмиль Галле | 1846— 1904 | мебель art nouveau "

здесь

Tags: ар -нуво, керамика, стекло
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal