
Роспись по керамике в традициях русского рисованного лубка, основанная на переработке архаичной скульптуры.
Секретами изготовления майолики люди владели с глубокой древности. Такие керамические изделия из обожженной красной глины (отходов фаянса) покрывали непрозрачной глазурью и раскрашивали огнеупорными красками.
Первые мастера по изготовлению резных изразцов были родом из Ирана, Египта и Вавилонии.
Затем
мастерство переняли и улучшили европейские ремесленники. По одной
из версий, название разновидности керамики произошло от фамилии
французского скульптора и художника Аристида Майоля, прославившегося
на весь мир своими глиняными шедеврами.
По другой — от названия острова Мальорка (Майорка), с которого
генуэзцами в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские
керамические сосуды и поливные плиты. Именно они и послужили прототипами
в опытах дальнейшего создания майолики.
Расцвет
производства майолики в России начался в XVII–XVIII веках, после того,
как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы.
Один из крупных центров по созданию майолики — город Ярославль,
известный как крупный центр декоративно-прикладного производства.
Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов,
но и выгодно подчеркивают архитектурный стиль и убранство церквей.
Традиции
лепного и гончарного промысла зародились в городе благодаря содержанию
в местной почве большого количества красной глины. На готовое изделие
наносится два слоя глазури. В первый слой добавляется олово, во второй –
свинец, который придает глянец. Майолика, помимо изобретательного
воображения творца, требует исключительной ловкости рук.
Поскольку роспись изделий проводится по сырой глазури, которую покрывают после обжига, любая неточность может испортить замысел. Зачастую художнику-керамисту приходится работать с оглядкой на предыдущий опыт или вовсе вслепую, так как после обжигания цветовая палитра меняется.
Всевозможные расцветки возникают из-за окиси металлов, содержащихся в краске. Благодаря высокой температуре обжига открываются возможности использования насыщенной цветовой гаммы эмалей и глазурей, с помощью которой изделия приобретают колорит и переливаются на свету.
В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных.
Экспонаты древней майолики - декоративные панно, расписная посуда и статуэтки - широко представлены в экспозициях художественных музеев. Помимо керамики, стиль майолики нашел отражение в картинах русских живописцев Серебряного века, среди которых М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин и С.В. Малютин.
1898-1900
Камин Врубеля "Вольга и Микула Селянинович"
Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать свое ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.
Мастерская ярославской майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва — единственная в России, которая специализируется на выпуске поливного изразца из керамики в стиле старых ремесел.
С их помощью
техника майолики нашла свое отражение в современной глиняной игрушке.
В технике майолики изготовляются наличники, декоративные панно и даже
монументальные скульптурные изображения. Все выпускаемые изделия — это
ручная работа, отличающаяся оригинальной росписью, украшенная лепниной
или ажуром.



«Основа основ для нас, безусловно, — это ярославский поливной изразец. В нем и технология, и эстетика, и орнаментальность. А цветовая гамма — наши изумительные иконы ярославской школы».
по материалам портала культура