Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Павловопосадский платок

https://cuturie.com.ua/images/stories/platnue-vukroiki/verh-odejda/cape-s-kapushonom-pavlopasad_f3.jpgПавловопосадский платок

Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном.



http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/cache/3/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/1/2/127920_6.jpg

Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.


https://www.souvenirdvor.ru/wa-data/public/shop/products/59/66/6659/images/81607/81607.970.jpg


Фестон — орнамент, расположенный по периметру платка.

Кружевные фестоны на платке Ирины Дадоновой напоминают, по замыслу художницы, контуры минаретов.

Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.


Во время работы над дизайном в 1985 году она предполагала, что шали будут продавать в восточных республиках. Однако на фабрике платок назвали «Русская красавица», он стал настоящим павловопосадским хитом, и спрос на него так велик, что платок выпускают более 30 лет.




Восьмиконечная звезда в центре платка


https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/8730_4665.jpg


Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

История аксессуара

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

4353564



Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

https://img3.okidoker.com/c/2/5/5/190568/8914418/19462960_2.jpg


В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/951-17.jpg


Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор



Павловопосадская платочная мануфактура

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.


Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.



Долгое время фонами для платков служили три цвета — черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна).

https://images.ua.prom.st/1660737340_w640_h640_734_7_man.jpg



Остальные —
розовый, зеленый и голубой — появились уже в нынешние дни. Каждый
платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное
самими художниками.

https://pavlovoposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/3469_32005.jpg

http://russkie-platki.ru/wp-content/uploads/2017/11/1463-1.jpg


В наши дни самый распространенный мотив — объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.

https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/1837-13.jpg



Главный
элемент павловопосадских мотивов — цветочные букеты правильной формы.
Раньше каждый из них состоял из трех роз, потом количество цветов в
букете увеличилось. Однако три розы обязательно выделяются, образуя
равносторонний треугольник.

https://static.auction.ru/offer_images/2017/05/09/11/big/M/MfSK4a9qCAv/pavlovoposadskij_platok_vintazhnyj_avt_z_olshevskaja.jpg



В народном
искусстве треугольный букет, цветущий куст или дерево традиционно
считался Мировым древом, которое соединяло землю и небо. Цветы на
павловопосадских платках изображаются в натуральную величину, а иногда —
и крупнее, чем живые оригиналы.


https://www.culture.ru/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/02bb2d768342decdced9668178621732.png/g_center,c_fill/4.png


На первых

павловопосадских шалях изображали букеты из роз, вскоре благодаря им
цветочные мотивы изделий мануфактуры стали узнаваемыми. В 1930-е годы
работник мануфактуры Константин Аболихин создал свой рисунок живописной
розы. Многие художники учились писать именно с нее, а со временем
находили свой стиль. В 40-е годы ХХ века в цветочных павловопосадских
мотивах появились колокольчики и маки, ромашки и сирень, рябина и пионы.


Цветы на

платке «Русская красавица» отличаются круглыми сердцевинками,
раскрывшимся нижним венчиком и лепестками c мягким контуром.


Восьмиконечная звезда в центре платка


https://platki.lv/wp-content/uploads/2016/10/1635-1.jpg



В рисунках
павловопосадских платков используют стилистический прием «позитива —
негатива». Свободный от орнамента фон сам становится элементом узора: в
центре композиции появляется крест или восьмиконечная звезда.

https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/8730_4665.jpg

У
древних славян восьмилучевая звезда или восьмиугольная розетка
олицетворяла солнце, а в христианской традиции — Вифлеемскую звезду. При
производстве платков центральный элемент иногда выделяют дополнительно и
закрашивают его фон другим цветом.

Колорит: традиции и современность


Колорит

платка создает художник во время работы над эскизом. Затем колеровщики
проверяют на опытных образцах, смогут ли они воплотить в жизнь этот
замысел. Параллельно для платка разрабатывают еще несколько цветовых
решений. «Русская красавица» с 1985 года выпускалась в восьми вариантах —
на белом, черном и зеленом фонах, в том числе и с ярко-бирюзовыми
розами.https://turizm.sputnik.ru/attachments/c10a74ef714d4f549d90c8020c00690394ee4c90/store/limit_progressive/860/570/65c3f9b02342176bb401e635ce21dd5bbadd44a90480a12377ed03b12e64/platok.jpg


Изначально

на фабрике в Павловском Посаде использовались краски растительного
происхождения: колорит платков был естественным, в красно-коричневых
тонах.


https://cuturie.com.ua/images/stories/platnue-vukroiki/verh-odejda/cape-s-kapushonom-pavlopasad_f2.jpg


В начале

1880-х растительные краски заменили на анилиновые. Тогда же в цветочных
росписях появился ярко-розовый цвет - это еще одна отличительная черта
павловопосадских изделий. Цветы фантазийных оттенков первым стал
изображать на платках Константин Аболихин.


https://pavlovoposadskie-platki.ru/



Tags: Прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments