Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

Украинский модерн / живопись




судьбы художников украинского модерна своеобразны, как сам стиль,
который ворвался в мир искусства на рубеже XIX-ХХ веков.
Он разрушил идеалы уходящей эпохи, чтобы создать ар-нуво.
Как это происходило,- рассказал artchive ,
опираясь на его материалы  я добавляю пару своих мыслей...


Михаил Иванович Жук. Белое и Черное

Белое и Черное
Михаил Иванович Жук 1914, 207×310 см

Хотя временные рамки нового направления весьма условны, считается, что стиль модерн возник в конце 80-х годов XIX века и просуществовал до начала Первой мировой войны — 1914-го. Появившись в Англии, он сразу пленил тех, кто стремился уйти от наскучившего прагматизма и мечтал о художественной новизне.

В свободном синтезе искусств они видели спасение от буржуазной меркантильности. Архитекторы модерна соединяли элементы готики, декоративность, неоклассические мотивы. Так же, как художники и дизайнеры, отказывались от прямых линий и углов, вдохновлялись восточными сюжетами и национальным колоритом.

Абрам Аншелевич Маневич. Ранняя весна

Ранняя весна
Абрам Аншелевич Маневич
1913, 84×86 см

В каждой стране стиль, подаривший художникам свободу, получил свое название: так появились немецкий югендстиль, американский «тиффани», итальянский либерти, русский модерн .

Украинские деятели искусства рубежа веков не остались в стороне от нового веяния и быстро настроились на европейскую волну. Австрийская сецессия проникала на эту территорию разными путями, в частности, через Краковскую академию искусств (Краков входил в состав Австро-Венгерской монархии), в которой получали образование будущие мастера украинского модерна
Михаил Жук,
Алексей (Олекса) Новаковский.
Александр Мурашко побывал в Италии, Франции, Германии,
где прошел обучение в Мюнхенской школе живописи у Антона Ашбе.


Абрам Аншелевич Маневич. Сквозь деревья


Сквозь деревья
Абрам Аншелевич Маневич
1920, 83.7×88.9 см


Абрам Маневич также учился в этом учебном заведении,
а Федор Кричевский, пишут, постигал тонкости мастерства в Австрии у звезды венского сецессиона Густава Климта.
Этап сецессии прошли и знаменитые авангардисты Анатоль Петрицкий, Александр Богомазов, Николай Бурачек, Евгений Буковецкий, что отразилось в ряде рисунков и акварелей, и даже отец супрематизма Казимир Малевич.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/6c/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA.jpeg


«Колокольчики», 1912

Пётр Иванович Холодный
Однако художники не ограничивались ученичеством, а создавали свой неповторимый стиль
(недаром немецкое Sezession восходит к латинскому secessio — отход, отделение, обособление),
который был оценен не только на родине, но и за рубежом.

«Первый украинский европеец»

Александр Мурашко




Автопортрет, 1918 г.
Национальный художественный музей Украины, Киев

Его не стало — в середине июня 1919-го, и причины трагического и раннего (в 44 года!) ухода мастера до сих пор неясны. По официальной версии, он был убит с целью грабежа, только в это верят не многие.

Александр Александрович Мурашко. Благовещение

Благовещение
Александр Александрович Мурашко
1909
Национальный художественный музей Украины, Киев


 198×169 см

Стремление примирить возвышенное и земное — тоже дань космизму модерна. Таково его «Благовещение», написанное с преобладанием желтых и голубых тонов. Игра цвета и света всегда интересовала Мурашко. Хотя первые навыки рисования он и получил в иконописной мастерской своего отчима, эта картина мало напоминает канонические изображения, однако все полотно проникнуто искренностью и светом.


«Украинский Климт & Бердслей»
Всеволод Максимович






Автопортрет . 1913 г.
Холст, масло. Национальный художественный музей Украины

Всеволод Максимович состоялся как яркий и самобытный художник, один из самых заметных украинских представителей стиля модерн

Он родился в мае 1894-гов Полтаве
  Максимович не сомневался в собственном таланте и даже устроил в 1914 году персональную выставку в Москве, которая, увы, провалилась.
После чего двадцатилетний художник покончил жизнь самоубийством (согласно другой версии, причиной стала неразделенная любовь к поэтессе Надежде Николаевой,
отмечают и то, что Максимович не чурался такой «богемной составляющей», как наркотики — дескать, психика могла быть нестабильной).



Всеволод Максимович «Поцелуй», 1913


заметно влияние ар-нуво Обри Бердслея.
В своих картинах Всеволод Максимович использовал огромное количество художественных приёмов.

Ценители творчества Максимовича отмечают его талант к изображению декоративных элементов — гирлянд из растительных узоров, оплетающих героев полотен, которые подобны античным олимпийцам. Культ тела на его картинах вполне оправдан, ведь сам автор принадлежал к кружку нудистов-атлетов «Сад богов», созданному художником Иваном Мясоедовым. Но подчеркнуто телесное и чувственное начало уравновешивается орнаментальной формой, переводя изображения на уровень символа, как это было у Климта, Родена, Бердслея.


Пир», 1914 Холст, масло, 210 х 350 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев

исследователь русского авангарда Джон Боулт сказал о художнике: «Внутренней всепожирающей страстью горит его „Поцелуй“, а огромные полотна „Банкет“ и „Аргонавты“ напоминают яркие искусно вытканные экзотические ковры. В своем творчестве Всеволод Максимович предстает одновременно и Бердслеем, и Климтом».


Адепт сецессии Михаил Жук





«Автопортрет»
Бумага, смешанная техника

Вода, растительные элементы, волнистые линии оживляют лепестки цветов на его полотнах, заставляя дышать и волноваться от прикосновения ветра. Михаил Жук получил художественное образование сначала в Киевской школе Николая Мурашко, а позже — в Краковской академии искусств, где учился у знаменитого польского поэта и художника Станислава Виспянского, который мастерски сочетал в своих произведениях идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами.
Жук писал рассказы, пьесы, стихотворения, которые полюбились читателям. А еще занимался оформлением книг для детей, создавал керамику.

Михаил Иванович Жук. Сказка



Сказка
Михаил Иванович Жук 1914


В историю искусства Жук вошел как автор многочисленных портретов знаменитых соотечественников, а также благодаря монументальным работами «Черное и белое», «Сказка», «Хризантемы», которыми он возродил украинское декоративное панно.

Федор Кричевский



Фёдор Григорьевич Кричевский. Автопортрет в свитке


Автопортрет в свитке
Фёдор Григорьевич Кричевский
Живопись, 1924, 123×89 см

: Модерн- Масло - Дерево

(10 (22) мая 1879, г. Лебедин, Сумская обл. — 30 июля 1947, г. Ирпень, Киевская обл.)

Один из основоположников украинского модернизма. Первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР (1940).

Фёдор Григорьевич Кричевский. Автопортрет


Автопортрет
Фёдор Григорьевич Кричевский
1911, 46×36.5 см

«Он приучал нас к ясной логике формы, не допуская при этом никаких компромиссов во взаимоотношении всех компонентов картины. Как в художественном творчестве, так и в педагогической работе он был подлинно национальный художник. Я всегда с благодарностью вспоминаю Федора Григорьевича, который учил нас работать творчески, энергично, настойчиво, с полной отдачей всех сил любимому делу» Татьяна Яблонская, народный художник
Украины

Фёдор Григорьевич Кричевский. Невеста



За конкурсную картину „Невеста“ получил звание художника и право на пенсионерскую поездку в Европу. „Невеста“ принесла Кричевскому признание. Богатство декоративно-живописных элементов, склонность к монументальным постановкам и ярко выраженный национальный характер образов — все то, что проявилось еще в дипломной работе, будет присуще творчеству художника и в последующие годы

Будущий первый ректор Украинской академии художеств родился в маленьком старинном городке Лебедине, окруженном лесами и озерами, и впитал красоту живописных окрестностей. Его талант проявился рано: мальчик делал зарисовки углем, лепил фигурки из хлеба и глины, а еще любил вышивать, самостоятельно придумывая сюжеты и затейливые орнаменты. Современники отмечали его оптимизм и поразительное знание тонкостей национальных ремесел.

Фёдор Григорьевич Кричевский. Головка девочки в платке. Портрет Гали Старицкой


Головка девочки в платке. Портрет Гали Старицкой
Фёдор Григорьевич Кричевский
1907, 28×32 см



В разные годы своей карьеры он руководил Киевским художественным училищем, преподавал в художественных институтах Киева и Харькова, был одним из организаторов и инициатором открытия в Украине академии искусства. Федора Кричевского также считают основоположником современного украинского искусства.


Фёдор Григорьевич Кричевский. Триптих "Жизнь". (Части триптиха: Любовь, Семья, Возвращение)


Триптих "Жизнь". (Части триптиха: Любовь, Семья, Возвращение)
Фёдор Григорьевич Кричевский
1927, 178×311 см
Фёдор Григорьевич Кричевский. Возвращение. Триптих "Жизнь"


Возвращение. Триптих "Жизнь"
Фёдор Григорьевич Кричевский
1927,
Модерн  Темпера  Холст


Фёдор Григорьевич Кричевский. Любовь. Триптих "Жизнь"

Любовь. Триптих "Жизнь"
Фёдор Григорьевич Кричевский
Живопись, 1927, 177×85 см


Фёдор Григорьевич Кричевский. Семья. Триптих "Жизнь", центральная панель

Семья. Триптих "Жизнь", центральная панель
Фёдор Григорьевич Кричевский
Живопись, 1927, 148.5×133.5 см


Теплая живопись Петра Холодного



Пётр Холодный. Сказка про девочку и павлина

Портрет Марии Холодной. «Девочка и павлин»


1916 г.Петр Холодный рисовал портреты, писал иконы, создавал витражи: известны его работы для Успенской церкви во Львове, иконостас и росписи часовни Греко-католической духовной семинарии во Львове, иконы церквей в Раделичах, витражи церкви в Мразнице.

https://art.lviv-online.com/wp-content/uploads/2016/12/art-lviv-online-petro-holodnyj-vitrazhi-cerkvy-uspinnia.jpg




"Сакральное искусство"

Олексы Новаковского






Моя муза (Портрет жены), 1910-1911, Национальный художественный музей Украины, Киев

Алексей (Олекса) Новаковский. Сердце Иисуса



Сердце Иисуса
Алексей (Олекса) Новаковский
Живопись, 1920-е

Украинский модерн по праву занял особое место в мировом искусстве, несмотря на драматические судьбы и тернистый путь его последователей в Украине и за ее пределами


больше - здесь


Tags: ЖИВОПИСЬ, УКРАЇНА, модерн
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments