Дух Авангарда: современные и сюрреалистические шедевры
Работа стала самым дорогим произведением художницы, когда-либо выставленным на торги.

«У картины Ремедиос Варо есть музыкальные резонансы, когда неслышимые мелодии раскрывают магические силы и сверхъестественные чары, высвобождая удивительные заряды энергии, которые врываются в мир смертных… „Гармония“ была задумана как автопортрет , где автор берёт на себя роль организатора вселенной, используя нотный стан для установления связи с существами из других измерений через магические кристаллы и формулы», — писал американский искусствовед Луис-Мартин Лосано.


Фото Вальтера Грюна
REMEDIOS VARO
1908 - 1963
Сюрреализм стал для Ремедиос Варо
средством для понимания Вселенной, тем механизмом, с помощью которого она вырвалась за рамки научных принципов и линейной логики. Её произведения, в которых переплетаются мир сновидений и психоделическая „память предков“, пропитаны интуитивными решениями и интеллектуальным любопытством. Основы механики и архитектуры, внимание к мельчайшим деталям, увлечение алхимией и оккультизмом, философские размышления и сновидения — всё это есть в персональном мире Варо, загадочном и фантастическом

«Гармония (Предполагаемый автопортрет)»,
созданная в 1956 году, — канонический пример сложной визуальной лексики Варо.
Здесь поэтически проявляется её «анимистическая вера в силу объектов и во взаимосвязь растительного, животного, человеческого и механического миров». Художница, у которой были познания в ремесле и технике, чрезвычайно много внимания уделяет деталям — каждый мазок имеет чёткую цель. По сути, картины Варо построены из деталей. Имитация принципов научной иллюстрации и техническая точность «Гармонии» напоминает рисунки, которые она сделала во время научной экспедиции к реке Ориноко в Венесуэле десятью годами ранее.

В «Гармонии» Варо она опирается на структурные принципы музыки, которые служили важным символом организации при создании её живописных историй. «Музыка [для Варо] - это намеренно структурированная конструкция, и поэтому она выступает как агент в организации жизни в нескольких произведениях», — пишет историк искусств Алан Фридман.

Медитативная, мирная энергия окружает одинокую фигуру (саму Варо), в то время как вокруг неё происходит странный, сверхъестественный хаос: доски пола вскрываюся и выпускают призрачные листы бумаги, ящики и сундук распахиваются, открывая странные природные эфемеры, птицы пытаются улететь, но попадают в ловушку оптических иллюзий, из стен появляются призрачные существа.

Более того, техническое мастерство Варо оставляет в её работах необъяснимое чувство. «Хотя мы часто видим [на них] всё, не можем отделаться от ощущения, что упускаем важный ключ, который бы ясно показал нам смысл», — писала искусствовед Уитни Чадвик. А биограф Джанет Каплан указывает на то, как искусно Варо процитировала в «Гармонии» исторические и литературные источники. В частности, она сравнивает эту картину с ренессансной панелью «Святой Иероним в своей келье» Антонелло да Мессины.
«В каждом произведении уединённая фигура, поглощённая духовным трудом, находится в замкнутом пространстве тяжёлых стен, арочных дверных проёмов и потолков, фонарных окон и богатых паркетных полов. И в каждом [автор уделил] скрупулёзное внимание деталям, — отмечает Каплан. — У Варо и у Антонелло это внимание происходит из одних источников — раннего стиля энциклопедических описаний во фламандской живописи XV и XVI веков».
В один вечер с «Гармонией» Sotheby’s продавал и другую картину Ремедиос Варо — «Микрокосмос», созданную в 1959 году. За неё предполагалось выручить от полутора до двух миллионов долларов, однако окончательная цена превысила 1,8 миллиона. «Микрокосмос» занял третью строчку в списке самых дорогих произведений художницы.

Микрокосмос (Детерминизм)
другие работы на Sotheby’s смотрите здесь
По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby’s
и
https://artchive.ru
мои публикации по теме :
испанская художница Ремедиос Варо Уранга / крутой сюр- часть 1
крутой сюр Ремедиос Варо / часть 2