Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

французский живописец и гравер Felix Elie Tobeen / 1880- 1938




Tobeen/ Félix Elie Tobeen
– псевдоним французского художника Феликса Эли Бонне


Бордо, 20 июля 1880 г. - Сен-Валери-сюр-Сомм, 14 марта 1938 г.

. Его работы представлены во французском, американском и голландском музеях.


Нет описания фото.


The Swimmer by Felix

Феликс Эли Тобеен участвовал в ключевых выставках в Европе нач. 20 в., таких как Sectiond’or (Париж 1912), а также во многих других салонах и галереях.  Его творчество насчитывает всего около трехсот работ, в основном картины и ряд эстампов, акварелей и рисунков.Работы Тобеена известны серьезным арт-дилерам, в частности в Нидерландах, и его работы можно найти в коллекциях различных французских, американских и голландских музеях. О нем пишут краткие обзоры в историко-искусствоведческих исследованиях, которые публикуются в газетах и журналах.



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Tobeen%2C_1912%2C_Pelotaris%2C_oil_on_canvas%2C_147.5_x_115.5_cm.jpg



1912, Pelotaris, oil on canvas, 147.5 x 115.5 cm



File:Félix Elie Tobeen - The Old Bridge - 66.013 - Rhode Island School of Design Museum.jpg


The Old Bridge
Rhode Island School of Design Museum


https://www.christies.com/img/LotImages/2012/AMS/2012_AMS_03022_0018_000(felix_elie_tobeen_les_deux_basques).jpg


Les deux basques


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Buveur_%C3%A0_la_gourde.jpg


Buveur à la gourde, Musée basque et de l'histoire de Bayonne



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/72/Jeune_fille_%C3%A0_la_fleur_by_F%C3%A9lix_Bonnet_Centraal_Museum_22097.jpg


Girl with flower


Tobeen, expo "Un poète du cubisme", Musée des Beaux-Arts de Bordeaux

Socoa, and fort.


Tobeen/ Félix Elie Tobeen – псевдоним французского художника ...

Тобеен (Феликс Эли Бонне) (1880, Бордо - 1938, Сен-Валери-сюр-Сомм)
- французский живописец и гравер.
Он работал в период, когда мир искусства был в радикальном состоянии изменений. В 1907 году он переезжает в Париж и внимательно наблюдает за развитием кубизма. Он также экспериментирует в этом стиле, но, в конце концов, принимает для себя поэтико - реалистичный стиль. Тем не менее, влияние кубизма осталось видимым в его работах.

Tobeen родился и вырос в Бордо, его кистью написаны многие известные личности этого города, и сам он известен как художник - баск. Тем не менее, он не был баском, как и его родители. Мало того, его настоящее имя - Феликс Эли Бонне . "Tobeen"  - был его псевдоним и шуточная анаграмма. Все его работы подписаны этим именем, так же Тобеена звали и друзья.

Феликс Боннэ происходил из семьи ремесленников и приобрел свои первые профессиональные знания в столярных мастерских своего отца и дяди. Позже он стал учиться живописи у художника Эмиля Брюне. Так что, похоже, что Tobeen является отчасти самоучкой, так как прошел лишь частичное художественное обучение.

После переезда в Париж, он идет по следам своих земляков: Альбера Марке и Одилона Редон. В Париже Тобеен встретил художников, которые "вскоре будут известны как кубисты". Эта цитата из письма Тобеена его другу художнику Андре Лота в Бордо. Молодые художники оба были заинтересованы в новациях в области искусства. Это отчетливо прослеживается в картине Тобеена "Бассейн в парке" (1913).

Хотя он прожил в Париже много лет, вплоть до 1924, Тобеен никогда не был по-настоящему городским жителем. Он вернулся обратно в Бордо, к лесам Ле Ланд и виноградникам Мэдок, на юг страны басков к баскскому побережью. Он любил сельскую жизнь в деревнях у подножий Пиренеев, любил гавани городка и баскских колоритных мужчин и женщин. Об этом нам говорят его работы того периода: "Пейзаж с басками" (1910), "Игроки пелота" (1912), "Пьющий из тыквы" (1916), "Баски в порту Сибур и вид на Сан-Жан-де-Луз" (1927).

Несомненно, работы Тобеена принадлежат к художникам школы Section, которые работали параллельно с  кубизмом Пикассо и Брака

Тобеен также зарекомендовал себя как театральный художник.  Если говорить о парижском этапе - тут всё довольно просто: Тобеен создает выдающуюся скульптуру Христа Распятого. Ларонде расхваливал мастера, но сам художник был далек от самодовольства - "Кубический Христос" - так он называл своё творение. Тогда, в 1913 году Театр "Idéaliste" снова работает с Тобееном как театральным художником. Но уже в 1914 году из-за войны театр был расформирован, и Тобеен полностью посвятил себя живописи.

Что касается военного времени, Тобеен участвовал в войне шесть месяцев: с марта по сентябрь 1915 года, и получил тяжелое ранение. После лечения в госпитале он был с почестями отправлен в отставку.  Осенью 1919 года, впервые после войны, он отправляет свои работы снова на салоны. Его выставляют в Осеннем салоне в этом году, и позже, на большинстве салонов вплоть до 1934 года. Тобеен получает неоднократные приглашения от галерей и его вторая персональная  выставка состоялась в ноябре 1921 года в Галерее Хауссман (Haussmann Gallery).

С 1920 по 1924 гг. Тобеен сменил суетную парижскую жизнь на умиротворение Сен-Валери-сюр-Сом в летнее время, и  Ниццу - в зимний период. В 1924 году супруги остались на постоянное проживание в Сен-Валери. Тогда Тобеен начал писать в более реалистичном стиле, но штрихи кубизма остались различимы, например, в картинах "Белый дом у небольшого пруда", "Белый дом" и др. после 1920 г. Эти пейзажи, и многие натюрморты излучают личную и поэтическую атмосферу.

В 1927 году в галерее "Druet" состоялась выставка "около десяти художников из Бордо", в том числе Лакоста, Лота, Марке, Зонневиля и Тобеена. Влиятельный коллекционер и ценитель искусства Х.П. Бреммер купил две картины Тобеена: "Натюрморт с пионами" и "Вид на Сен-Жан-де-Люз" для коллекции г-жи Крёллер-Мюллер. Тогда, в результате влияния Бреммера, спрос на работы Тобеена вырос, в частности, в Нидерландах. С 1928 до начала Второй мировой войны амстердамские арт-дилеры Хьюэнк (Huinck) и Шерджон (Scherjon) обращают внимание на работы Тобеена, но торговля шла вяло в кризисные 1930-е гг..
Художник умер в 1938 году в Сан-Валери- сюр-Сом, оставив жену без средств к существованию. После его смерти, она постепенно распродала то, что осталось от его работ голландскому арт-дилеру Г. Дж. Ньюенхайзен из Гааги.

После Второй Мировой войны интерес к работам Тобеена поначалу снизился, но в шестидесятых во всем мире возросло признание художников, работавших параллельно кубизма Пикассо и Брака. Вслед за ростом интереса к художникам "Section d’or" Тобеен был включен во все групповые выставки, и снова его имя появляется в историко-художественной литературе.


Tags: кубизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments