Киномузыка -
может быть приятным сопровождением к сюжету фильма, а может стать сердцебиением и дыханием, кардиограммой эпохи.
Такую музыку сочинял итальянец Нино Рота, музыкальный соавтор картин Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы.
Он родился 3 декабря 1911 года.
Киномузыка- это не халтура.
..
И это был век Нино Роты, говорит кинокомпозитор Владимир Дашкевич.
“Музыка Рота лучше всего расскажет о том, каким был и что чувствовал человек в ХХ веке”
В сочинениях Роты “есть настоящая человечность, а это и есть главная задача музыки”, добавляет Владимир Дашкевич.
Жаль, что музыка Роты редко звучит в концертных залах. Ведь она воспринимается как самое ценное, что было создано в ХХ веке. Сочинения Нино должны вернуться из кино в свое филармоническое пространство”
Но музыка должна оставлять след в душе,
Это наиболее ценное качество Нино Роты
– его музыка не прекращается по окончании фильма, она живет в тебе и дальше.
И многие ее полутона и оттенки мы улавливаем, когда картина уже кончилась”
– говорит Владимир Дашкевич.<
Рота – энциклопедический художник. И в его музыке поражает сочетание удивительной мелодической яркости, которая сразу проникает в душу, и изысканности. Он никогда не был банален”
“Из Нино Роты вырос Эннио Морриконе – нынешний кумир”
“Мы все подпали под его сильное влияние, когда к нам пришли фильмы Феллини и “Крестный отец” Копполы”
– признается композитор и добавляет:
“В одном своем сочинении я даже немного подражал музыке Роты из феллиниевской “Репетиции оркестра”.
Когда я первый раз оказался на Западе, я первым делом купил виниловую пластинку произведений Нино Роты.
И я до сих пор с наслаждением слушаю его музыку”В отличие, например, от Френсиса Лея,
композитора-любителя, автора популярной музыки к фильму “Мужчина и женщина”
Клода Лелуша,
Нино Рота был профессиональным композитором, который мастерски владел формой произведения и сам оркестровал свои сочинения,
– говорит Александр Журбин.
И действительно, каждое сочинение Нино Роты – от вальса в “Рокко и его братьях”
Висконти до музыки в “Сладкой жизни” и “Восьми с половиной” Феллини
и лирической темы в “Ромео и Джульетте”
Дзеффирелли
– это новое душевное откровение, страстное высказывание остро чувствующего человека.
Нино Рота услышал многоголосье своей эпохи и передал его в музыке.
В его сочинениях звучат человеческие надежды и иллюзии, насмешка судьбы над ними, ранимость человека и его желание любить.
Музыка итальянского кинокомпозитора
посвящена человеку, который в поисках истины охотно путешествует в собственное подсознание.
Дмитрий Шостакович утверждал, что сочинение киномузыки “дает композиторам блестящие уроки”
– плодотворно влияет на музыкальную лабораторию.
Арам Хачатурян замечал, что работа в кино укрепляет контакт композитора с публикой.
Нино Рота сделал киномузыку самоценной, почти превратив ее в новое действующее лицо фильмов.
Мелодии Роты к фильмам Феллини сразу вызывают в памяти лица Марчелло Мастроянни и Джульетты Мазина
– двух любимых актеров итальянского режиссера (Мазина была женой “великого Федерико”).
Вальс из “Рокко и его братьев” (1960)
Висконти заставляет вспоминать Анни Жирардо,
сыгравшую в этом фильме роковую и несчастную красавицу Надю (Рокко играл Ален Делон). Лирическая тема из “Ромео и Джульетты” (1967) Дзеффирелли
– фильма, в котором сыграли совсем юные тогда Оливия Хасси и Леонард Уайтинг
, – по сей день вызывает массу восторженных откликов киноманов.
На похоронах Федерико Феллини звучала музыка Нино Роты.
Она прерывала (или дополняла) заупокойную мессу.
Оба художника оставили кинематографу настоящие сокровища.
А Нино Рота сделал еще и подарок киномузыке
, научив ее быть гордой и значительной.
Ольга Соболевская,
(по материалам )
РИА “Новости”