Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Что такое реликварий


Реликварий — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение,-говорит Вики.

Почитание реликвий наиболее развито в христианстве,
но также проявляется в индуизме, некоторых формах буддизма и других культах.

Реликвариями называются иногда наперсные кресты, заключающие в себе частицы мощей.

На пороге православного Рождества меня заинтересовал этот вопрос.



Реликварий Святой Елизаветы, в котором когда-то считалась голова венгерской святой, сейчас находится в Шведском историческом музее в Стокгольме.
Самые старые элементы, сделанные из агата, драгоценных металлов и камней, относятся к эпохе поздней античности, а более свежие постройки относятся к XI и XIII векам. (Фото: Ола Мирин через Wikimedia Commons [CC BY 2.5])

Для материальных останков святых и их имущества требовались одни из лучших произведений средневековой металлургии и искусства: реликварии. Эти специально построенные контейнеры, как правило, строились из драгоценных материалов и часто изображали сцены из жизни святого и библейской истории.
Жизнь святого служила святым путеводителем для верующих, и их мощи по-прежнему могли творить чудеса.
Для верующих средневековья прикосновение к реликвии могло исцелить недуги или успокоить обеспокоенные души.


Богато украшенные реликварии средневекового христианства являются объектами огромного религиозного значения, но они также являются беспрецедентными образцами мастерства. Реликварии - восхитительные объекты веры и изобразительного искусства.



Святыня Трех Королей в Кельнском соборе.
Построенный около 1225 года, он является крупнейшим христианским реликварием и украшен рельефами, изображающими библейские сцены
Считается, что в реликварии хранятся останки трех волхвов.
(Фото: стоковые фотографии из SAIKO3P / Shutterstock)





Серебряная шкатулка с реликварием начала V века, обнаруженная в Ломбардии, Италия,
и теперь хранящаяся в Лувре.
По бокам изображены библейские сцены с золотыми акцентами.
(Фото: © Photo RMN / Gérard Blot из Лувра)


Многие из первых христиан, ходивших со Христом, теперь считаются святыми.




Небольшой реликварий из слоновой кости, изготовленный около 1125 года, вероятно, в Норвегии.

В дизайне использованы растительные мотивы и животные.
Фото: Рейксмузеум



Ранние реликварии часто представляли собой каменные ящики, внутри которых помещались небольшие декоративные футляры из драгоценных металлов. В этих ящиках могли храниться обернутые тканью реликвии. В 6 веке н.э. многие верующие начали путешествие на Святую Землю в поисках библейских мест. Они вернулись в Европу с раскопанными реликвиями.  Эти предметы представляют собой часть древнейшей христианской иконографии, известной как палеохристианская из-за включения в нее древних языческих мотивов. По мере того, как почитание святых набирало популярность (а христианство распространилось по Западной Европе), изменения в стиле реликвариев служат примером эволюции эстетики веры.






Подвеска-реликварий конца XII века с изображением королевы Сицилии Маргариты, получившей благословение от епископа Реджинальда Бата. На оборотной стороне кулона заключены кровь и ткань святого Томаса Бекета.
Фото: Музей Метрополитен



К IX веку культ реликвий стал неотъемлемой частью поклонения христиан по всей Европе и Византийской империи. После Великого раскола в 1054 году христианские церкви Восточной и Западной Европы идеологически и институционально разделились.
Восточная православная церковь и Римско-католическая церковь выработали свой собственный подход к реликвиям и святым;
Однако даже после раскола реликвии все еще могли пересечь географический и идеологический барьер. Сами реликвии могли быть дипломатическими подарками, или полученными в результате завоеваний, или приобретением богатых для определенных церквей.
Реликвии помещали в сосуды, изготовленные мастерами-ювелирами
Ранние образцы часто имели форму шкатулки, также известной как шассе.
Эти сундуки напоминали сундуки или церковные постройки, а реликвия внутри была полностью скрыта. Слоновая кость часто использовалась в качестве панелей на шассе, поскольку белый цвет ассоциировался с чистотой и святостью. Сhasse с реликвиями может содержать украшения, детализирующие жизнь или мученическую кончину святого. Также появляются сцены Ветхого и Нового Завета, особенно события жизни и страстей Христа.






Реликварий с куполом
  конец XII века,
который сейчас находится в Музее искусств в Берлине. (Фото: Wikimedia Commons [общественное достояние])


Мощи и их ковчег играли важную роль в церковных обрядах, связанных с каждым соответствующим святым. В день святых по христианскому литургическому календарю их мощи снимали с алтаря и выставляли напоказ по улицам города для всеобщего обозрения. . Средневековые паломнические маршруты используются и сегодня, например, знаменитый Камино де Сантьяго (Путь Святого Иакова), который ведет к мощам Святого Иакова Великого, апостола Иисуса, который, как говорят, хранится в соборе Сантьяго-де-Компостела.

Вершины мастерства


Arm Reliquary St. George, Prague


Реликварий в форме руки, содержащий мощи Святого Георгия, пражское сокровище конца 13 века.
(Фото: Packare через Wikimedia Commons [CC BY-SA 4.0])



Реликварии начали принимать самые разные формы в средние века.

 Богато украшенная форма использовалась  для реликвариев, что подчеркивает важность святых реликвий.  Реликвии часто выставлялись на алтарах в часовнях, поэтому некоторые реликварии были выполнены в виде триптихов - стандартного дизайна алтаря. Благодаря этим христианским мотивам реликварии еще больше подчеркивали важность почитания святых.



Реликварий Кельнского собора из Соборной сокровищницы.
(Фото: Mkill через Wikimedia Commons [CC BY-SA 3.0])



 В церквях скопились роскошные изображения из драгоценных металлов, расписанные в реалистичных стилях Хотя многие имена мастеров утеряны со временем, известные художники, как известно, принимали заказы.





Бронза. 1425-1427. Донателло. Национальный музей Сан-Маттео, Пиза.

Известный Реликварий Сан-Россоре, был вылеплен Донателло для черепа Святого Луксория. Выразительные, опущенные глаза святого - невероятный образец итальянской скульптуры эпохи Возрождения.Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо.

Бюст был спроектирован состоящим из нескольких частей - для того, чтобы после выплавливания его подвергнуть огненному золочению. В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано.

Возможно, Донателло позаимствовал некоторые детали у предыдущего реликвария, но в целом создал новый образ Святого Россоре, используя уроки изучения римского скульптурного портрета.

Этот период творчества мастера характеризуется углубленным поиском пути максимально реалистичного воплощения творческого замысла. Кажется, будто скульптура сделана с натуры или с гипсовой маски. Некоторые ученые склонны предполагать в этом изваянии автопортрет Донателло, до сих пор этот бюст является причиной споров среди них.



Триптих Реликварий





Украшенный золотом триптих-реликварий из Парижа, около 1400–1410 гг.
(Фото: Рейксмузеум [общественное достояние])





Реликварий-бюст святой Бальбины, вероятно, хранит  ее череп.
Этот объект был создан между 1520 и 1530 годами, вероятно, в Брюсселе.
(Фото: Музей Метрополитен [общественное достояние])


Эпоха Возрождения была невероятным временем для искусства и интеллектуальных занятий в Европе В 1517 году Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов, в которых оспаривал продажу индульгенций (прощение грехов). Идеи Лютера положили начало протестантской Реформации, которая быстро распространилась и проповедовала учение о спасении только по вере. Согласно этой реформированной доктрине святые реликвии больше не должны были почитаться как посреднические силы между христианином и Богом.




Шкатулка с реликварием из слоновой кости, изготовленная около 1500 года, вероятно, во Франции.

(Фото: Рейксмузеум [общественное достояние])



Хотя святые не были полностью отвергнуты, но  роль ихстала гораздо менее заметной, чем при католицизме. В регионах Европы, принявших новое вероучение, реликвии стали мишенью ревностных реформаторов. Жан Кальвин  называл мощи «нечистым осквернением, которое ни в коем случае нельзя терпеть в церкви». Многие реликвии были удалены, уничтожены или утеряны. Реликварии были украдены или переплавлены, а сокровищницы выпотрошены.

Хотя реликварии больше не требовались и не производились на протестантских землях, они продолжали оставаться важными предметами искусства и религиозного культа в католической Европе. Ранние современные аристократы продолжали заказывать великолепные драгоценности, чтобы носить их реликвии на шее, одновременно демонстрируя свое богатство. Монархи, монастыри и церкви продолжали заказывать реликварии и хранить свои реликвии.




Крест-реликварий из золота, бриллиантов и эмали из Испании 17 века.
(Фото: Музей Метрополитен [общественное достояние])



Реликварии сегодня


Holy Thorn Reliquary


The Holy Thorn Reliquary in the British Museum.
(Фото: Geni через Wikimedia Commons [CC BY-SA 4.0])



Богато украшенные реликварии средневековья и эпохи Возрождения остаются ценными сокровищами и сегодня. Многие из них попали в музейные коллекции и их можно увидеть в Европе и Соединенных Штатах. Другие остаются в сокровищницах соборов, где они выставляются публике или используются в богослужении. Значительное количество реликвий, хранящихся в реликвариях, с тех пор было идентифицировано как поддельные (как церковью, так и учеными) на протяжении многих лет; другие были признаны церковью и посещены папами.

Ivory Plaques For Book or Reliquary

Реликвия  из слоновой кости с изображением Тайной вечери, вероятно, панно из немецкого реликвария X века. (Фото: © Попечители Британского музея [CC BY-NC-SA 4.0])


Мадлен Муздакис - автор
по материалам сайта


https://www.meisterdrucke.ru/kunstwerke/500px/French_School_-_Reliquary_of_Saint_Taurin_%28gilded_copper_enamel_silver%29_-_%28MeisterDrucke-441831%29.jpg

Реликварий святого Таурина (позолоченная медь, эмаль и серебро)
Церковь святого Таурина
— древнейшая католическая церковь в городе Эврё, Нормандия; исторический памятник Франции с 1840 года. Посвящена святому Таурину, первому епископу Эврё.

Miracle saint taurin.jpgSaint taurin.jpg

Ковчег святого Таурина XIII века из дерева и серебра, покрытый сусальным золотом, признан одним из самых значительных сохранившихся во Франции реликвариев эпохи Людовика IX
Он украшен золотыми рельефами, изображающими жизнь святого Таурина.


Arca de St. Taurin 06.JPGArca de St. Taurin 01.jpg

Arca de St. Taurin 02.JPG

Chasse1.jpghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/Arca_de_St._Taurin_03.JPG




небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.

http://www.zivykraj.cz/administrace/foto_objekty/118_30_1479988960_421006_max.jpg



Реликварий святого Мавра
— известный средневековый реликварий в котором находятся мощи святого Мавра, вторая из трëх главных по значимости реликвий Чешской республики.
Реликварий св. Мавра был изготовлен в первой трети ХIII века по заказу бенедиктинского монастыря в Флореннес (нынешняя Бельгия) для хранения мощей святого Мавра, св. Тимофея и св. Яна Крестителя.

http://www.zivykraj.cz/administrace/foto_objekty/118_20_1479988959_274211_max.jpg

Имеет форму ларца с крышкой в виде двускатной крыши. Первоначально его корпус был сделан из дуба, но в ходе реконструкции дуб заменили ореховым деревом. Ларец украшен барельефами и скульптурами из позолоченного серебра, драгоценными и полудрагоценными камнями, античными геммами, филигранью и эмалью. Торцевые части украшают фигуры святого Мавра и Иисуса Христа, верхние стены – круговые медальоны с изображением Св. Тимофея и св. Яна Крестителя, а боковые стены – фигуры апостолов. Реликварий и посвященную ему экспозицию вы можете увидеть в Бечовском замке

Tags: религия, ювелирное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment