Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

Азулежу / Португалия


Прекрасное искусство португальской плитки





Хотя азулежу возникли не в Португалии, именно там ремесло по-настоящему расцвело и живет до сих пор. Исходя из чисто декоративной функции, плитка превратилась в самостоятельную форму искусства. И поскольку она адаптировалась и развивалась там на протяжении веков, она стала одним из самых знаковых аспектов истории, архитектуры и культуры страны.




Происхождение азулежу в Европе

Хотя первые известные глазурованные плитки возникли в регионах Египта и Месопотамии в 27 веке до нашей эры, только в 13 веке нашей эры эта техника была представлена ​​на Пиренейском полуострове маврами с Ближнего Востока. Первоначально это ремесло было разработано для имитации византийской и римской мозаики, и именно по этой причине плитки называются азулежу - слово, производное от арабского слова «зеллиге», что означает полированный камень. Некоторые из самых ранних производств плитки в Европе начались в Севилье, Испания, где плитки были глазурованы и разрезаны на более мелкие части, а затем снова собраны, чтобы сформировать геометрические узоры.

Португальский король Мануэль I влюбился в эту технику после визита в Севилью в 1503 году, а позже он представил это ремесло своей стране. Азулежу широко использовались


в Национальном дворце Синтры - недалеко от Лиссабона




Стены   начали полностью покрывать глазурованной плиткой.

фото



Использование азулежу в Португалии с годами претерпевало значительные изменения, и каждый регион страны разработал свой уникальный и характерный способ остекления и использования плитки. Хотя азулежу пришла в Европу в первую очередь как ремесленная дисциплина, в Португалии она превратилась в самостоятельную форму высокого искусства.






Интерьер Национального дворца Синтры XV в
фото -Сопотницкий

Эволюция португальской плитки
В период с начала и  до середины 16 века португальцы в основном полагались на импорт плитки из Севильи и из Антверпена
  Большинство плиток стали изображать аллегорические и мифологические сцены  из  жизни святых и сцены из Библии, а также сцены охоты. Теперь вместо того, чтобы создавать повторяющиеся узоры , художники создавали  крупномасштабные панели и подписывали свои имена.





Стены монастыря собора Порту (Фото Владимира Коростышевского / Shutterstock)

Во второй половине 16 века азулежу начали использовать для украшения больших пустых пространств, например, в церквях и монастырях, а также в качестве украшения фасада церковных алтарей. Все началось с простых диагональных плиток, которые затем были заменены горизонтальными полихромными плитками, обычно отображающими переплетенные узоры и мотивы цветов и гирлянд - в 17 веке. Эти плитки часто были обрамлением сцен из жизни Христа или кого нибудь  из святых. Подобные композиции стали называть «azulejo de tapete» или ковровые композиции из-за цветов и ​​узоров ,как на  тканях и коврах, импортированных с Востока.

В конце 17 века голландцы начали производить однотонную сине-белую плитку, имитирующую столь желанный стиль китайского фарфора. Этот сорт азулежу стал чрезвычайно популярным среди португальских аристократов, и они начали заказывать их в большом количестве для украшения своих дворцов и церквей. Португальские художники также начали копировать эту технику, и после того, как король Педро  II прекратил весь импорт азулежу с 1687 по 1698 год, они вскоре использовали только плитки, созданные, разработанные и расписанные португальскими художниками. Сине-белый стиль стал самой доминирующей тенденцией, и это совершенно очевидно по его подавляющему распространению по всей стране сегодня.



Панели Azulejo в садах дворца Фронтейра в Лиссабоне
(Фото: Stock Photos from WorldPhotosadanijs / Shutterstock)




Дворец и сад маркизов де Фронтейра в Лиссабоне









фото



В Португалии начало 18-го века -это Золотой век Азулежу.
В то время они начали массово производить плитку, во многом благодаря увеличению спроса внутри страны
Стили и мотивы, используемые в росписи плитки, продолжали меняться, поскольку на них повлияло богато украшенное барокко и более изящное рококо.



После разрушений во время великого землетрясения 1755 года и последующей реконструкции Лиссабона использование азулежу стало приобретать более функциональную роль, что побудило вернуться к более простым дизайнам и мотивам. Это стало известно как стиль Помбалино - в честь маркиза Помбала, который отвечал за восстановление.




Монастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Бежа, Португалия. Азулежу, XVIII век




Капелла Алмаш или капелла Святой Екатерины. XVIII век.

Азулежу на фасаде 1929 год. Порту, Португалия

исток

В 19 веке произошел переход к сдержанному неоклассическому стилю, который также сопровождался индустриальными методами создания простых стилизованных дизайнов. В 20 веке известные стили ар-нуво и ар-деко начали влиять на стиль португальских азулежу.



На боковом фасаде кармелитской церкви Игрежа ду Кармо в Порту представлено грандиозное панно, выполненное в 1912 году мастером Сильвестре Сильвестри, изображающее сцену основания ордена кармелитов на горе Кармель.

В 20 веке работы нескольких художников вызвали кажущееся возрождение и современное обновление традиционного искусства азулежу. Этот вид искусства даже использовали для украшения простых фасадов надземных зданий  и до украшения стен Лиссабонского метро.




«Парк» — станция Лиссабонского метрополитена

Несколько художников в 70-х и 80-х годах были уполномочены создать панели азулежу, украшающие каждую уникальную станцию ​​метро по всему городу.



Фреска Azulejo от Erró на станции метро Oriente, Лиссабон
(Фото: Stock Photos from Marina J / Shutterstock)


Азулежу в современном культурном ландшафте Португалии

Сегодня искусство азулежу все еще живо и процветает в Португалии. Есть несколько оригинальных фабрик 17 и 18 веков, которые работают и сегодня, копируя традиционные стили прошлых лет, а также создавая новые.

 в 1965 году был основан Национальный музей Азулежу
  Есть также много групп защиты , которые занимаются вопросом сохранения этой важной части португальского культурного наследия.





Фото:
Stock Photos from karnavalfoto / Shutterstock


Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о процессе создания азулежу.




Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век. Фото Diego Delso



Национальный музей азулежу:


создан в 1980 году и расположен в здании монастыря Божьей Матери (XVI век). Экспозиция рассказывает об истории изготовления и применения азулежу в Португалии начиная с XV века и до наших дней.В Музее Азулежу представлены коллекции португальской керамической плитки и изделий из керамики разных времен.



Панорама Лиссабона. Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

◎ Одним из самых ценных экспонатов считается панно, изображающее Лиссабон до землетрясения 1755 года. Кроме старинных экземпляров азулежу, здесь можно увидеть новые образцы, выполненные современными художниками.









материалы музея -facebook

 а также

по материалам сайта


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments