Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Categories:

Выставка “Искусство броши” Van Cleef & Arpels пройдет 3-28 февраля 2021, Киев


3 февраля в Национальном художественном музее открывается выставка “Искусство броши”, Art of Clip, французского дома Van Cleef & Arpels. В Киеве покажут 85 украшений из частной коллекции французского дома, созданных в 1910–1970-х.

Пантеон драгоценных птичек и бабочек, цветов и бутонов, фей, принцесс и волшебных туфелек, четырехлистников и хитрющих котов Van Cleef & Arpels, кажется, создан для того, чтобы убедить нас в одной простой истине: “Чтобы получить счастливый шанс, в него нужно верить”
(Pour avoir de la chance, il faut croire à la chance).



Так говорил Жак Арпельс, представитель второго поколения семьи основателей французского дома Van Cleef & Arpels.
Именно эта, как любят говорить сотрудники бренда, “повседневная магия” составляет особенную прелесть украшений Van Cleef & Arpels. Совершенный оптимизм, ясность и жизнерадостность выделяют их среди других безупречно сделанных образцов ювелирного мастерства.

Этой магии сегодня, в мире закрытых границ, можно найти новое применение. С украшениями Van Cleef & Arpels можно разгадывать шарады или искать тайные знаки, а также отправиться в увлекательнейшее путешествие если не в сказку, то практически вокруг света.




ХХ век начался с бесконечного восхищения техническим прогрессом, благодаря которому мир открывался не только отважным путешественникам. Европа бредила дальними странами, которые стали доступнее благодаря первым автомобилям, парапланам и паровозам. Новомодным средствам передвижения Van Cleef & Arpels отдали честь с серией изделий с изображением отбывающего поезда или скульптурной миниатюры, точной копии яхты, из драгоценных материалов. Самым выдающимся кажется колье 1956 года французской летчицы Жаклин Ориоль, которая установила пять мировых рекордов скорости и была одной из первых женщин, преодолевших звуковой барьер. Колье Mystere IV — аэроплан прочертил круговой след из белых бриллиантов по сложенным паркетной елочкой деталям из желтого золота — можно считать медалью за заслуги: его сделали по заказу авиационного промышленника Марселя Дассо, на самолетах которого летала отважная женщина.

Какой бы стороной света ни увлекалось человечество за последние 100 лет, следы можно найти в коллекциях Van Cleef & Arpels. В 1860-х Япония взяла курс на модернизацию и открыла свои границы для внешнего мира — и Европу захватила любовь к нэцкэ, кимоно, поделкам из яшмы, декоративному лаку и миниатюрному чайному фарфору. Стилизованные птицы и цветы, как на японских миниатюрах, украшали минодьеры Van Cleef & Arpels, цветочные розетки на брошах и подвесках были лаконичны, как росчерки гуаши. На открытие гробницы Тутанхамона британским археологом Говардом Картером в 1922-м Van Cleef & Arpels отреагировали серией украшений из платины: на браслетах и броши 1924 года египетские иероглифы начертаны изумрудами, рубинами, сапфирами и ониксом. Увлечение индийскими махараджами, которые эпатировали парижскую публику начала ХХ века крупнокаратными камнями и умением носить каскады бус, вдохновило мастеров дома на создание браслетов в стиле “вакни”, которые носят выше локтя.



Обладательницей украшений с золотой бахромой в 1926-м стала актриса и поклонница драгоценностей Дейзи Феллоуз. С Китаем Van Cleef & Arpels связывают не только резные рыбки и драконы на портсигарах, увлечение ляпис-лазурью и нефритом, но и восхищение хризантемами. Любимый на Востоке цветок появился в коллекциях дома в 1930-х. Брошь в виде хризантемы Van Cleef & Arpels была первой, где применили технику “невидимой закрепки”.




В архивах есть набор совершенно современный: колье, серьги и кольцо собраны из конусов, напоминающих шапки китайских фермеров, которые водят хороводы на рисовых полях. Такие изделия были не просто украшениями, но и драгоценной деталью быта, а сейчас это экспонаты, по которым увлекательно составлять портрет ХХ века.


AnyConv.com__upload-1209e14e-d1ed-4897-9cc0-99d3d10e14b3-removebg-preview (388x644, 327Kb)


В 1960-е Ив Сен-Лоран надел на женщин не только смокинги, но и тюрбаны. Головной убор, который в Индии носил глава семьи, дизайнер надел на женщин — так, при помощи одного стилистического жеста, он признал новые социальные правила и женское стремление получить равные права в обществе. Такие головные уборы появились и в рекламе Van Cleef & Arpels — дом всегда был в авангарде трендов. Новый виток увлечения дальними странами в 1960-е расширил географию Van Cleef & Arpels. Ацтекские мотивы появились в серии коллекций из желтого золота: в них были подвески в виде солнца и серьги со схематичными фигурками, которыми расписаны храмы бога Уицилопочтли. https://d2kq0urxkarztv.cloudfront.net/5935045edbcdb4007dadc79a/2519359/upload-c783f344-4377-43f5-a72d-cffbd9f53a1b.png?w=545&e=webp&nll=true

В украшениях Van Cleef & Arpels полно секретов, как на зашифрованных картах или тайных посланиях из прошлого. В коллекции высокого ювелирного искусства, посвященной сказкам братьев Гримм, в браслете Traversée étoilée за двумя бирманскими сапфирами, по 25 карат каждый, спрятано изображение дворца и лодки на воде


.

На обратной стороне брошей коллекции “Ромео и Джульетта” скрываются фигурки влюбленных или символические пары, смысл которых не разгадать без знания текста. За витражной кладкой из ляпис-лазури, сапфиров и бриллиантов “Ночи и дня” расположились пары вечных антагонистов: соловья и жаворонка, луны и солнца. Это самая драгоценная цитата шекспировского текста — утреннего диалога Ромео и Джульетты, в котором влюбленные сокрушаются о незаметно пролетевшей ночи свидания.


AnyConv.com__upload-6e6dbd02-ca81-400a-908b-300147d0ec24-removebg-preview(1) (585x426, 194Kb)



Коллекция “Секрет” 2017 года была вообще посвящена техническим трюкам и умелым мастерам, для которых в Van Cleef & Arpels есть особенное наименование — золотые руки, Mains d’Or. Браслет “Кружево с секретом” на глазах меняет цвет: под ажурной вязью орнамента, благодаря специальному механизму, движутся пластины из белого перламутра и черного оникса.






А в кольце “Синий цветок” под бирманским сапфиром открывается гравировка — универсальное послание от Van Cleef & Arpels: цитата Уайльда "Жизнь без любви как сад без солнца".


по материалам сайта
Tags: выставка, ювелирное искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal