
3 февраля в Национальном художественном музее открывается выставка “Искусство броши”, Art of Clip, французского дома Van Cleef & Arpels. В Киеве покажут 85 украшений из частной коллекции французского дома, созданных в 1910–1970-х.

(Pour avoir de la chance, il faut croire à la chance).
Так говорил Жак Арпельс, представитель второго поколения семьи основателей французского дома Van Cleef & Arpels.
Именно эта, как любят говорить сотрудники бренда, “повседневная магия” составляет особенную прелесть украшений Van Cleef & Arpels. Совершенный оптимизм, ясность и жизнерадостность выделяют их среди других безупречно сделанных образцов ювелирного мастерства.

ХХ век начался с бесконечного восхищения техническим прогрессом, благодаря которому мир открывался не только отважным путешественникам. Европа бредила дальними странами, которые стали доступнее благодаря первым автомобилям, парапланам и паровозам. Новомодным средствам передвижения Van Cleef & Arpels отдали честь с серией изделий с изображением отбывающего поезда или скульптурной миниатюры, точной копии яхты, из драгоценных материалов. Самым выдающимся кажется колье 1956 года французской летчицы Жаклин Ориоль, которая установила пять мировых рекордов скорости и была одной из первых женщин, преодолевших звуковой барьер. Колье Mystere IV — аэроплан прочертил круговой след из белых бриллиантов по сложенным паркетной елочкой деталям из желтого золота — можно считать медалью за заслуги: его сделали по заказу авиационного промышленника Марселя Дассо, на самолетах которого летала отважная женщина.

Обладательницей украшений с золотой бахромой в 1926-м стала актриса и поклонница драгоценностей Дейзи Феллоуз. С Китаем Van Cleef & Arpels связывают не только резные рыбки и драконы на портсигарах, увлечение ляпис-лазурью и нефритом, но и восхищение хризантемами. Любимый на Востоке цветок появился в коллекциях дома в 1930-х. Брошь в виде хризантемы Van Cleef & Arpels была первой, где применили технику “невидимой закрепки”.
В архивах есть набор совершенно современный: колье, серьги и кольцо собраны из конусов, напоминающих шапки китайских фермеров, которые водят хороводы на рисовых полях. Такие изделия были не просто украшениями, но и драгоценной деталью быта, а сейчас это экспонаты, по которым увлекательно составлять портрет ХХ века.
В 1960-е Ив Сен-Лоран надел на женщин не только смокинги, но и тюрбаны. Головной убор, который в Индии носил глава семьи, дизайнер надел на женщин — так, при помощи одного стилистического жеста, он признал новые социальные правила и женское стремление получить равные права в обществе. Такие головные уборы появились и в рекламе Van Cleef & Arpels — дом всегда был в авангарде трендов. Новый виток увлечения дальними странами в 1960-е расширил географию Van Cleef & Arpels. Ацтекские мотивы появились в серии коллекций из желтого золота: в них были подвески в виде солнца и серьги со схематичными фигурками, которыми расписаны храмы бога Уицилопочтли.

В украшениях Van Cleef & Arpels полно секретов, как на зашифрованных картах или тайных посланиях из прошлого. В коллекции высокого ювелирного искусства, посвященной сказкам братьев Гримм, в браслете Traversée étoilée за двумя бирманскими сапфирами, по 25 карат каждый, спрятано изображение дворца и лодки на воде
.

На обратной стороне брошей коллекции “Ромео и Джульетта” скрываются фигурки влюбленных или символические пары, смысл которых не разгадать без знания текста. За витражной кладкой из ляпис-лазури, сапфиров и бриллиантов “Ночи и дня” расположились пары вечных антагонистов: соловья и жаворонка, луны и солнца. Это самая драгоценная цитата шекспировского текста — утреннего диалога Ромео и Джульетты, в котором влюбленные сокрушаются о незаметно пролетевшей ночи свидания.
Коллекция “Секрет” 2017 года была вообще посвящена техническим трюкам и умелым мастерам, для которых в Van Cleef & Arpels есть особенное наименование — золотые руки, Mains d’Or. Браслет “Кружево с секретом” на глазах меняет цвет: под ажурной вязью орнамента, благодаря специальному механизму, движутся пластины из белого перламутра и черного оникса.


А в кольце “Синий цветок” под бирманским сапфиром открывается гравировка — универсальное послание от Van Cleef & Arpels: цитата Уайльда "Жизнь без любви как сад без солнца".

по материалам сайта